Проблема дефицита кадров в медицинской сфере далеко не новая. Особенно остро это касается медицины на селе. В районной больнице сегодня 12 вакансий докторов и 9 – среднего медицинского персонала. Нужны специалисты и в сельских фельдшерско-акушерских пунктах. Непростую задачу наполнения медорганизаций необходимыми специалистами должно помочь решить целевое обучение в вузе. Но как ранее со страниц нашей газеты сообщал главный врач Ордынской ЦРБ Андрей Кондаков, «целевики» не очень-то спешат возвращаться в село. Как же быть?
Актуальный проект
В Новосибирском медицинском университете зародилась весьма полезная идея, которая в 2022 году превратилась в оригинальный совместный проект вуза, министерства здравоохранения Новосибирской области и Новосибирского медицинского колледжа. Это проект «Медкадры – в село!», который до сих пор не имеет аналогов в других вузах нашей страны.
Цель этого проекта – познакомить студентов с современными условиями работы в центральных районных больницах, социально-экономическими особенностями сельских территорий и перспективными направлениями их развития. В учебном заведении решили дать студентам возможность поработать в районных больницах в качестве младшего и среднего медицинского персонала во время летних каникул.
В 2022 году все началось с трех больниц – Коченевской, Тогучинской и Ордынской, куда направились пятеро студентов НГМУ и трое студентов медколледжа. В этом году в проекте участвуют уже 24 района и 82 студента.
Предводитель
Одной из участниц проекта в 2022 году стала Мадина Наурсбаева, тогда – студентка второго курса медуниверситета. Она совершенно случайно узнала о проекте и решила в нем участвовать. Но отбор уже прошел, студенты с сертификатами медицинских сестер отправились работать в больницы. Мадине тогда все-таки удалось попасть в проект.
Как только что зародившийся, проект не имел четкой программы. Но когда закончился его первый «сезон», участники и организаторы решили, что идею нужно развивать и продолжать. Проректор НГМУ по воспитательной и социальной работе Константин Бакулин предложил Мадине стать куратором проекта – как самой активной его участнице.
Под руководством Мадины активная группа развернула агитационную кампанию, ребята посещали лекции и рассказывали о возможностях проекта, создали группу в социальной сети, где делятся впечатлениями и фотографиями. Мадине Наурсбаевой очень нравится эта деятельность. И она планирует ее значительно расширить.
Она родом из поселка Пролетарский. Уже в детстве она знала, что свяжет свою жизнь с медициной. Вспоминает: тогда были игрушечные наборы для оказания первой помощи. Играя со сверстниками, Мадина представляла себя доктором, «лечила» своих первых пациентов. В школе уверенность в правильности выбора только укрепилась, и будущий доктор сделала упор в учебе на биологию и химию.
— Я не помню, каким именно доктором хотела стать, – рассказывает Мадина Наурсбаева. — Пожалуй, и не было ничего конкретного, просто врачом. Но уже во время обучения в университете пришло понимание, что предпочтительное направление моей работы – организация здравоохранения.
Будущий медицинский управленец пока учится на лечебном факультете, направление общая терапия. После отработки необходимого по целевому направлению срока Мадина планирует окончить ординатуру по направлению организации здравоохранения, пройти магистратуру и написать диссертацию. Уже есть и тема – о проблеме дефицита медкадров в селах.
Несмотря на то, что «управленческие» предметы будут преподавать на пятом курсе, Мадина уже на четвертом подготовила научную работу по этой теме и даже выступила с ней на Омской конференции, получила диплом второй степени.
Как и все остальные практиканты, Мадина за шесть недель успела поработать в нескольких отделениях Ордынской ЦРБ. Больше всего понравилась хирургическая практика – удалось даже ассистировать на операции. Вызывают интерес также терапия, акушерство и гинекология, но она подчеркивает, что акушером-гинекологом не хочет быть точно.
— Я не отказалась от детской мечты, – резюмирует Мадина Наурсбаева. — Я и сегодня чувствую, что не ошиблась с выбором.
По примеру бабушки
Валерия Летова из Ордынского окончила четвертый курс педиатрического факультета Новосибирского медицинского университета и приехала проходить практику в районную больницу. Она тоже хотела работать доктором с детства. Родители от медицины далеки – мама юрист, папа работает в районной дежурно-диспетчерской службе. А вот бабушки – медики.
Людмила Васильевна Макаренко много лет трудилась в Ордынской ЦРБ, а Раиса Николаевна Кузнецова была детской медсестрой в Нижнекаменке. Когда Валерия приезжала к Раисе Николаевне на каникулы, она часто бывала у бабушки на работе. Игрушками становились фонендоскопы, другие медицинские предметы. И все это девочке безумно нравилось. А бабушкина профессия уже тогда определила направление обучения Валерии – не раздумывая, она подала документы на педиатрический факультет.
— Я знала, что пройду, не сомневалась, что это моё, – делится будущий педиатр. — После окончания учебы я приеду в Ордынское работать, и не только на необходимые по условиям целевого направления три года, но и после них тоже.
Валерия надеется, что в дальнейшем удастся получить направление в ординатуру по этой же специальности, чтобы потом трудиться уже в детском стационаре. Эта работа сегодня кажется интереснее, чем на участке.
Биохимия – преграда на пути
Валерия Несоленова несколько лет жила в Ордынском, но потом переехала в Чулым и уже там окончила школу. Одни из любимых предметов – биология и химия – как и у многих будущих медиков, определили предпочтение будущей профессии. Поддержала выбор и тетя, которая работала анестезиологом-реаниматологом. Валерия окончила четвертый курс лечебного факультета медуниверситета и приехала в Ордынскую ЦРБ на практику, она – тоже «целевик».
— Я взяла целевое направление именно сюда, потому что люблю этот поселок, – делится Валерия. — Я здесь жила раньше, здесь родственники. А еще бор, река, здесь так легко дышится! Никогда не хотела жить в городе.
Она признается, что был период, когда была готова бросить учебу. На втором курсе дважды не сдала экзамен по биохимии. С трудом поборола в себе желание подать заявление об отчислении.
— Первые два года вообще не чувствуешь, что учишься в медицинском университете, – вспоминает Валерия Несоленова. — Изучаешь общие предметы, не контактируешь с людьми, пациентов не видишь, поэтому не чувствуешь себя медработником. А вот на третьем курсе начинается предмет пропедевтика, появляется первое общение с пациентами. Только тогда, чуть приблизившись к своей профессии, можно почувствовать себя медиком. Выучившись на медсестру, поняла, что все-таки пришла сюда не зря.
Вообще, это частое заблуждение абитуриентов: с первого курса будут учить профессии, назначат доктора-наставника. На деле же придется изучить множество предметов, не относящихся напрямую к профилю, которые, кажется, совсем ни к чему. Но стоит понять, что здесь вообще-то получаешь высшее образование, а все эти дисциплины – важная его часть, учиться становится легче.
Только сложных предметов меньше не становится. Самые сложные для Валерии оказались топографическая анатомия и оперативная хирургия. Тяжелые, неприятные предметы, которые доставили много неудобств.
— Но это базовые вещи, которые просто необходимо знать настоящему доктору, – подчеркивает студентка.
В этом году впервые введена практика для студентов целевого обучения по месту будущей работы. За плечами шесть недель практики. Две недели в хирургическом отделении, две – в терапевтическом и последние – в акушерском.
— Мне больше понравилось в терапевтическом, – говорит Валерия. — Работа оказалась ближе. Как помощник врача стационара я проводила обход, знакомилась с пациентами, собирала анамнез, вела дневники и документацию, назначала обследования, изучала их результаты. И лечила своих пациентов! Конечно, советуясь с курирующим доктором.
Пациенты оказались очень приветливыми и благодарными, дарили подарки – шоколадки. А самое приятное – это внутреннее ощущение, что поработал не зря, помог человеку справиться с болезнью. Хотя случаи недоверия тоже случались – не каждый согласится принимать назначенное студентом лечение. Но большинство все-таки понимают: самодеятельности в работе практикантов нет, каждый шаг согласован с опытным врачом.
Изучить богатый внутренний мир
Зарину Аух из Верх-Ирмени со школьного времени не привлекали ни русский язык с литературой, ни физика с математикой. С детства нравилась природа, хотелось изучить ее строение, понять ее законы. С появлением в школьном расписании биологии, а затем анатомии, в обучении Зарины открылась новая страница, она поняла, чему именно посвятит свою жизнь.
Одной из самых интересных книг оказался медицинский атлас, в котором она рассматривала строение человеческого организма. А учебники биологии читала не по заданию учителя, а из собственного интереса.
При этом среди родственников не было медработников, кто мог бы стать примером. Самым близким к медицине был дедушка, который работал водителем автомобиля скорой помощи.
Сегодня она – студентка медицинского университета по целевому направлению, окончила четвертый курс лечебного факультета. Она будет терапевтом, но в планах – ординатура и новая специальность. Подумывает о патологической анатомии и судебной медицине. Нравится и гистология – изучение через микроскоп строения тканей, различных нарушений.
— Внутренний мир человека богат, – говорит Зарина. — Меня привлекает патологическая анатомия, и это совсем не страшно. Живых людей нужно бояться больше.
Школьников, желающих поступить в медицинский вуз, часто пугают обязательной практикой и дежурствами в «анатомичке» – анатомическом театре, где в спирте и формалине хранятся части тел людей, подготовленные для изучения.
— Да там совсем не страшно, – уверяет Зарина. — Нас и в морг водили много раз, и сама просила направить меня туда. Это не вызывает какого-то негатива, страха. Это материал для исследования, который нужно изучить, понять, что произошло, предотвратить подобные проблемы в будущем. Врач обязан разбирать в этом вопросе.
После окончания вуза Зарина Аух три года будет работать участковым терапевтом. Затем в ординатуре планирует изучить патанатомию. Или судебно-медицинскую экспертизу. Для выбора еще много времени.
Мы познакомили вас с будущими докторами Ордынской центральной районной больницы. Еще два года они будут получать свои специальности, а потом ордынцы увидят их в кабинетах ЦРБ. И «Ордынская газета» тоже встретится с девушками еще раз, чтобы рассказать читателям, что изменилось в жизни молодых специалистов, поменялись ли их жизненные приоритеты. Приедут ли они вообще? Обещают! А мы подождем.
В рамках федерального этапа Всероссийской ярмарки трудоустройства «Работа России. Время возможностей». (далее…)
Станьте частью команды, где уважают силу, выбор и поступок. Получите не только достойную оплату, но…
28 июня в парке культуры и отдыха Нижнекаменки отпраздновали День молодежи. Работники Дома культуры провели…
28 июня на летней площадке Кирзинского Дома культуры провели праздничную музыкальную программу ко Дню молодёжи…
Губернатор Андрей Травников поздравил работников сельского хозяйства области с окончанием посевных работ. (далее…)
30 июня в Ордынском аграрном колледже имени Ю. Ф. Бугакова состоялся очередной выпуск: 117 человек,…