Каково это, не пройти мимо горя отчаявшихся родителей, что каждый день изо всех сил борются за будущее своих детей-инвалидов? Каково это, без специального образования и дополнительных премий не отвернуться, а помочь, взять таких деток на обучение и сделать их лучше? Анна Аносова – директор Ордынской детской школы искусств и мама троих детей не может просто пожать плечами и ответить родителям: «Извините, но у нас….» и найти тысячу причин для отказа.
Впервые Анна Викторовна столкнулось с ребёнком-инвалидом, работая музыкальным руководителем в детском саду.
– Привели мальчика Диму Машукова, – вспоминает она. – Все преподаватели сразу от него в сторонку, в сторонку, вроде неудобно, не умею, это мы не проходили, это нам не задавали, парам-пампам! Да, не учили, и до сих пор нас никто не учит работать с такими детьми, но разве совесть позволит отвернуться?! Повезло нам, что Димина мама Виктория Николаевна за свой счёт свозила нас в Детский оздоровительно-образовательный социально-педагогический центр имени Бороздина в Новосибирском Академгородке. Там занимаются с детками-инвалидами. Мне посчастливилось познакомиться с Алексеем Бороздиным лично. Он меня просто потряс! Знаете, чем? У него обычный классный кабинет: пошарканный линолеум, неказистое фортепиано, в руках нотный сборник, зашорканный до дыр от частого применения. У него и специальной методики как таковой нет, понимаете? А прогресс есть! Вот как так?! А он мне отвечает: «Я просто их люблю». И это работает! А весь, так называемый, метод у него заключается в том, что он никогда не строит долгосрочных планов по обучению таких детей, не ставит сроков. Алексей Иванович считает, что если у ребёнка что-то получилось – нужно двигаться дальше, не получилось – шаг назад. И так постепенно, медленно, крохотными шажочками, изо дня в день, упорно совершать маленький невидимый подвиг – лечиться искусством.
Заразившись примером Алексея Бороздина, Анна Викторовна решила на свой страх и риск помочь деткам-инвалидам Ордынского района. Дима Машуков в детском садике не разговаривал вообще, а только бегал как «индеец Апачи» и издавал членораздельные звуки. Благодаря железной дисциплине мамы и помощи Анны Викторовны он не только начал говорить, но и вполне успешно учится играть на гитаре. Регулярные занятия укрепили нейромышечную связь мальчика, он начал побеждать свой недуг. Всё это Анна Викторовна рассказывает со слезами на глазах: трудно сдерживать эмоции.
– Вспоминаю, и у меня сразу слёзы, – признаётся она. – Когда Виктория Николаевна присылает мне через социальные сети видео, где Димка играет, это такое умиление просто! Что мы с ним только не делали! И барабаны, и зайчики, и белочки – на что откликнется, на что отзовётся, с тем и работали. Два года я с ним занималась в садике, и он у нас выходил на полноценные утренники, танцевал, пел песни. К нам приходили воспитатели из других детских садов, смотрели и диву давались: «Димка-то вон чего!» Им такое преображение казалось настоящим чудом.
И это чудо Анна Викторовна принесла с собой на новое место работы – в Ордынскую детскую школу искусств. До этого в школе не практиковались занятия с детьми-инвалидами. Никто из педагогов банально не умел с ними работать и не рисковал брать на себя лишний груз ответственности. Преподаватель по классу гитары Александр Николаев взялся за Диму Машукова. Занимались методом подбора, потому что никто ещё создал идеальной программы.
– Дети – они все разные, у каждого своя специфика, – поясняет Анна Викторовна. – Но Дима играет! Тут Виктория Николаевна видео прислала. Они с Димой экзамен сдавали по гитаре. И он играет! Для многих это не кажется чудом, но я то знаю, каким беспомощным он пришёл, и каким стал. Ребенок разговаривает, диалоги ведёт. Он ходит на сольфеджио к Наталье Ерохиной. У неё своя технология. Тоже говорит» Я не знаю как». Отвечаю: «Вы не бойтесь». Самое главное – почувствовать. Где-то искать пути, выходы, потому что пока у нас педагоги не обучаются этому, и я, если честно, не находила таких специализированных курсов. Да, рассказывают, как с ними быть, не бояться, что это не страшно. А вот именно в нашей специфике пока, увы, нет.
Анна Викторовна уверена: без упорства родителей педагоги бессильны. Только точечная отработка, регулярные занятия и родительское терпение дают результат. Поначалу Анне Викторовне педагоги часто жаловались: «Мы не будем этим заниматься! Мы не знаем как!» На что она непременно отвечала: «Давайте посмотрим: получится что-нибудь или нет». Родителей в свою очередь предупреждает: «Понимаете, это непросто! Надо быть рядом, помогать! Школа не приспособлена для занятий с детьми-инвалидами. Надо сидеть рядом и педагогу помогать». Другого пути нет: если родители приводят, они всегда рядышком. Мало ли, вдруг ребёнок плохо себя почувствует.
– Нужно помогать и верить, а не так, что родитель отдал и сказал: «Это ваша проблема». Я вам отдала и пошла по своим делам, а вы тут что хотите то и делайте», – объясняет Анна Викторовна. – Это так не работает. Мы стараемся не афишировать, но всё же работаем с детьми-инвалидами. У нас проблема в кадровом потенциале: не хватает преподавателей. Специалисты к нам, к сожалению, в очереди не стоят. Помимо дефицита кадров страдает материально-техническая база. Всё равно должны быть условия для деток. Специализированное помещение, чтобы детки на колясках могли без проблем заехать, чтобы была возможность заниматься со слабослышащими и слабовидящими. В этом направлении я бы хотела направить свои силы, но, к сожалению сегодня мы можем лишь сделать обычный ремонт: заменить свет и перестелить полы. Надеюсь, в скором времени построят новое здание школы искусств. Мы над этим активно работаем. Все идут нам на встречу. Техзадание составили, минкульт всё отправлено. В школе у нас занимается уже 400 детей, мы находимся по 8 адресам Ордынского района. Не всегда родители хотят даже просто приводить сюда детей. «Неудобно, некогда, по выходным нам не хочется» – такие у них отговорки, а хотят, чтобы был результат. Но если вы хотите результат, то здесь уже нужно вкладываться. Все мои дети прошли через хореографию. Я знаю, каково это: постоянные конкурсы и репетиции по выходным. Но это того стоит, а если дело напрямую касается здоровья ребёнка – стоит втройне.
Анна Викторовна считает, что музыка развивает и помогает детям-инвалидам с каждым днём становиться лучше. Со стороны может показаться, что преподаватели топчутся на одном месте, никакого прогресса нет. Но если проследить уровень развития ребёнка за полгода, то можно наглядно оценить результат и понять: это титанический труд. Анна Викторовна восхищается такими детьми, уверяет: они самые дисциплинированные.
– У нас занимается очень талантливая девочка Настя Губкина, – рассказывает директор. – Она играет на фортепиано. В этом году стала губернаторским стипендиатом в сфере искусств. Мы всегда стараемся принимать участие во всех конкурсах, в том числе и профессиональных. Настя принимает в них участие. Жюри не делает ей никаких снисхождений. Девочка заинтересована развиваться, и не ищет для себя никаких оправданий, хотя даже подняться на второй этаж для неё – уже маленький подвиг. Сейчас с ней работает педагог по фортепиано Наталья Маркеева, а ещё она ходит рисовать к Нине Мухлыниной на декоративно-прикладное отделение. Это заслуга мамы, которая водит. Эти героические мамы, я перед ними снимаю шляпу. Ну и мы идём, конечно, навстречу. Ребёнок ходит, справляется и показывает очень хорошие результаты для своего уровня. У нас Татьяна Мелешенко занимается с больными детками народным пением. Четверо подопечных страдают дислексией речи, но, несмотря на недуг, достаточно хорошо поют, причём в общем хоре с другими детьми. Получается!
Для детей-инвалидов занятия в Ордынской детской школе искусств – это развитие и повышение самооценки, а для педагогов – настоящий вызов профессионализму и счастье помогать детям.
В рамках фестиваля NAUKA 0+ ученица 3 класса Верх-Чикской школы Надежда Гришкина удивила своих одноклассников…
Ежегодно 22 ноября отмечается День словарей и энциклопедий. Этот памятный день был учреждён в 2010…
21 ноября для пятиклассников Кирзинской школы прошёл открытый урок по финансовой грамотности с депутатом районного…
Участники отметили, что в условиях информационной войны важно укреплять межнациональный мир, культуру, согласие и духовно-нравственные…
21 ноября Верх-Алеусскую школу посетил командир Верх-Алеусского отдельного поста пожарной части №144 Сергей Дворядкин. (далее…)
Во главе устремлений депутата районного Совета Владимира Черкашина всегда стоит всестороннее развитие молодёжи! Физическое совершенство…