«Багратион – лучший генерал русской армии», ‒ говорил о нём Наполеон. «Неустрашим в сражении, равнодушен в опасности», – характеризовал его военачальник Алексей Ермолов. «Багратион неподражаем в своих мгновенных вдохновениях…» – вспоминал о герое на поле брани генерал-майор, декабрист Михаил Фонвизин. «Львом русской армии» называл Багратиона Виссарион Белинский. Солдаты же отзывались о своём командире одним словом: «Орёл!»
Будущий генерал от инфантерии, герой Отечественной войны 1812 года князь Пётр Иванович Багратион, 260-я годовщина со дня рождения которого отмечается 10 июля 2025 года, происходил из древнейшего рода Грузии. Мальчик рос в атмосфере славных боевых воспоминаний, зачитывался книгой «Витязь в тигровой шкуре», отпечатанной в 1712 году в первой тбилисской типографии его предка царя Вахтанга VI, талантливого политика и образованного человека, современника Петра Великого.
В 17-летнем возрасте князь Пётр по приглашению тётки княгини Анны Александровны Голицыной, урождённой княжны Грузинской, приехал в Петербург. Из всех вещей у него была только старая поношенная черкеска. Когда был назначен приём у вице-президента Военной коллегии князя Григория Потёмкина, он вынужден был взять новый костюм у дворецкого. Потёмкин остался доволен молодым человеком и приказал зачислить его сержантом в Кавказский мушкетёрский полк.
Так в 1782 году началась боевая юность Багратиона. На Кавказе он получил и первое боевое крещение, и первые офицерские чины, и первую тяжёлую рану. На поле боя среди погибших и раненых его подобрали чеченцы и в знак уважения к отцу Багратиона отправили в русский штаб, не взяв выкупа.
В 1788 году Багратион участвовал в штурме Очакова и вместе с группой мушкетёров полка одним из первых ворвался в крепость. В боях при местечке Броды он обратил в бегство значительно превосходящие силы противника, захватив более 250 пленных и орудие. А во время атаки в бою под Прагой обратил в бегство неприятельскую кавалерию и гнал врага до самой Вислы. В легендарном походе суворовских войск через Швейцарию Багратион шёл во главе армии, первым принимая на себя удары противника и преодолевая преграды дикой природы гор. Александр Суворов приписывал Багратиону важную роль в Итальянском походе и характеризовал его императору Павлу как «наиотличнейшего генерала, достойного высших степеней». За боевые отличия в этих и других походах и штурмах Багратион последовательно получал все офицерские чины, и в феврале 1799 года был произведён в генерал-майоры. Но Багратиону, как писал Иван Полосин в посвящённом герою историческом очерке, «дороже всех царских наград и всех царских милостей была старинная суворовская шпага, которую ещё в Италии он получил от Суворова и с которой он с тех пор уже никогда не расставался». С книгой Полосина «П. И. Багратион» (1948) можно ознакомиться в электронных читальных залах Президентской библиотеки.
Будучи учеником Суворова, который ласково называл его «князем Петром», Багратион равнялся на него и на войне, и в повседневной жизни. Он ел с солдатами из одного котла, спал не более трёх-четырёх часов в сутки, носил папаху и бурку, а жалование тратил на подчинённых. Так же, как и Суворов, Багратион не имел специального военного образования – он постигал военную науку в сражениях. Хорошо знавший Багратиона московский градоначальник Фёдор Ростопчин называл его «генералом по образу и подобию Суворова».
В 1800 году, по возвращении в Санкт-Петербург, Багратион был назначен шефом лейб-гвардии Егерского батальона и приближен ко двору. Во время балов он был замечен молодой красавицей графиней Екатериной Павловной Скавронской. Как пишет Владимир Грибанов в книге «Багратион в Петербурге» (1979), ознакомиться с которой можно в электронных читальных залах Президентской библиотеки, «Багратиону было в ту пору тридцать пять лет, по отзывам современников и дошедшим до нас портретам, он не был красив, но мог привлекать внимание. Боевая слава, завоёванная им в жестоких боях, создавала ему романтический ореол». Но, добившись любви Багратиона, ветреная красавица перестала обращать на него внимание. О сложившейся ситуации узнал Павел I, «к числу многочисленных странностей которого относилась и страсть женить придворных, не спрашивая подчас их желания». Павел Петрович приказал Скавронской прибыть во дворец в подвенечном платье, а Багратиону после развода караула остаться при императоре. В тот же день в присутствии императорской четы их обвенчали.
Увы, семейная жизнь не задалась. «Государь избрал ему жену прелестнейшую, состояние огромное, но в сердце жены не вложил он любви к нему, не сообщил ей постоянства! Нет семейного счастия, нет домашнего спокойствия!» – писал генерал, дипломат, автор мемуаров Алексей Ермолов. Екатерина Павловна, обожавшая развлечения, балы и визиты, была недовольна ни квартирой на Адмиралтейском проспекте, которую снимал Багратион, ни уровнем жизни, который он мог ей обеспечить. Багратиону же в столичном обществе было не по себе, в свете боевой генерал был чужим человеком. В «Войне и мире» Лев Толстой так описывал появление Багратиона в Английском клубе: «Он шёл, не зная, куда девать руки, застенчиво и неловко, по паркету приемной: ему привычнее и легче было ходить под пулями по вспаханному полю, как он шёл перед Курским полком в Шенграбене…» Зависть и интриги были чужды Багратиону, он был далёк от них, как далеки были от петербургского гостиного поля сражений, на которых он провёл большую часть жизни. В 1805 году супруги расстались: жена поехала развлекаться за границу, а генерал отправился на войну.
Участник сражения при Шенграбене и под Аустерлицем, битвы у Прейсиш-Эйлау и под Фридландом в войне против Наполеона 1805‒1807 годов, русско-шведской и русско-турецкой войн, Багратион заранее предвидел вторжение Наполеона в Россию и выдвигал план отражения агрессии, построенный на идее наступления. «Наполеон найдёт в России второй Египет себе», – предсказывал Багратион. Однако предпочтение государя Александра I было отдано плану Барклая де Толли, и Отечественная война началась обороной и отступлением русской армии. Багратион был с этим категорически не согласен: «…ежели уж так пошло – надо драться, пока Россия может и пока люди на ногах, ибо война теперь не обыкновенная, а национальная, и надо поддержать честь свою и славу…»
В начале Отечественной войны 1812 года Пётр Багратион, командуя 2-й Западной армией, совершает беспримерный марш-манёвр в 800 километров и за 35 дней выводит армию к Смоленску. Соединение с 1-й Западной армией Михаила Барклая де Толли сорвало замыслы Наполеона разгромить русские армии порознь. С уникальными документами – рапортами, донесениями и письмами Багратиона Александру I, отправленными в июле ‒ августе 1812 года, можно ознакомиться на портале Президентской библиотеки.
Ранним утром 7 сентября (26 августа по старому стилю) разразилась Бородинская битва – крупнейшее сражение Отечественной войны 1812 года. Около полудня началась очередная (в историографии её иногда называют восьмой) атака французов, в которой против 18 тысяч солдат и 300 орудий, имевшихся в распоряжении Багратиона, Наполеон бросил 45 тысяч солдат и 400 орудий. Это была последняя атака, отражением которой руководил генерал Багратион. Разорвавшийся снаряд ранил его осколками в левую ногу. Пятое по счёту ранение оказалось для Багратиона роковым. Генерал пытался продолжать командовать, но потерял сознание. «Армия осиротела» – говорили очевидцы. На следующий день Багратион писал императору: «Я довольно нелегко ранен в левую ногу пулею с раздроблением кости; но нималейше не сожалею о сём, быв всегда готов пожертвовать и последнею каплею моей крови на защиту отечества и августейшего престола…» Через три дня раненого полководца привезли в Москву. Самочувствие Багратиона резко ухудшалось. Как вспоминал в своих записках московский губернатор граф Ростопчин, Багратион «был в полном сознании, страдал ужасно, но судьба Москвы не давала ему ни минуты покоя. <…> Когда утром того дня, в который Москва впала во власть неприятеля, я приказал объявить ему, что надо уезжать, он написал мне следующую записку: „Прощай, мой почтенный друг! <…> Я умру не от раны моей, от Москвы“». 14 (2) сентября Багратиона отправили в имение Голицыных в село Сима под Владимиром. Предложение врачей ампутировать ногу генерал с гневом отверг, заявив, что операция надолго выведет его из строя и лишит возможности быть полезным Отечеству.
24 (12 по старому стилю) сентября, на семнадцатые сутки после ранения, Пётр Иванович Багратион скончался. Среди его вещей нашли четыре портрета, которые он всегда возил с собой. Один из них, выполненный на табакерке, осыпанной бриллиантами, изображал императрицу Марию Фёдоровну. Два других ‒ супругу Багратиона и великую княгиню Екатерину Павловну, в которую, как говорили, генерал был втайне влюблён. Четвёртый был портретом Александра Суворова. Мало кто знает, но есть предположение, что Багратион и сам увлекался живописью. Сохранилось письмо, написанное в 1807 году вдовствующей императрице Марии Фёдоровне, в котором боевой генерал пишет о своих рисунках. Он сообщает, что уже отправил их великой княгине Екатерине Павловне, а теперь высылает самой императрице. В этом же письме Багратион выражает надежду, что «труд слабого искусства» его «перейдёт в позднейшее потомство». «Надо полагать, – пишет Грибанов в книге «Багратион в Петербурге», – что рисовал он неплохо, иначе вряд ли он рискнул бы послать свои рисунки Марии Фёдоровне, которая слыла строгой ценительницей искусства». Рисунки Багратиона, увы, до «позднейшего потомства» не сохранились. В отличие от боевой славы, на века пережившей самого героя.
Генерал Пётр Иванович Багратион прожил недолгую – всего 47 лет, но яркую и славную жизнь. За тридцать лет, отданных военной службе, он участвовал в 20 походах и войнах, 150 сражениях и боях. «Бог рати он!» ‒ так с лёгкой руки поэта Гавриила Державина была преобразована фамилия героя Отечественной войны 1812 года Петра Ивановича Багратиона.
«Единая Россия» провела первый этап 44 конференции Новосибирского регионального отделения. Основным вопросом повестки стало выдвижение…
II Всероссийский свадебный фестиваль «Россия. Соединяя сердца» прошел 8 июля на площадке Национального центра "Россия"…
В парке культуры и отдыха Нижнекаменки работники Дома культуры провели для детей познавательно-игровую программу «Иван…
Накануне праздника Ассоциация муниципальных образований (ВАРМСУ) собрала глав муниципалитетов из 50 регионов России на тематическую…
С 2025 года страховые пенсии новосибирцев индексируются независимо от того, работает пенсионер или прекратил трудовую…
Во вторник, 8 июля, восьмой Международный фестиваль «Играй, гармонь» имени Геннадия Заволокина приехал в Ордынский…