Общество

Новая коллекция Президентской библиотеки посвящена семейным ценностям

Президентская библиотека предлагает познакомиться с коллекцией «Семья и традиционные семейные ценности в России как основа российской государственности». На основе материалов из фонда библиотеки представлена история развития института семьи в России со времён Древней Руси до настоящего времени. Значительное внимание уделено государственной политике по сохранению и укреплению семейных ценностей в Российской империи, Советском Союзе и Российской Федерации. Отдельно выделены сюжеты по оказанию помощи семьям военных и государственных служащих. Также в коллекции раскрываются особенности семейных отношений различных народов России, вопросы воспитания детей.

Данная коллекция была сформирована в соответствии с указом Президента России № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей», текст которого опубликован на портале библиотеки. К традиционным ценностям относятся не только жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, но также «высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд…».

«Семейность и общинность были искони отличительною чертою характера русского народа, – пишет Леонид Вейнберг в книге «О крестьянской семье» (1891), доступной в электронном читальном зале. «Едва возмужав, крестьянин стремился в семейный союз, а вслед затем и в общинный, если он не был общинником до первого союза. Положение вне этих двух союзов казалось крестьянину почти немыслимым».

На портале Президентской библиотеки можно найти раритетные издания, в которых рассказывается о том, как на Руси заключались браки и какие обычаи с этим связаны. Например, у жителей Архангельской области период свадебных приготовлений начинался осенью. Так описывает это в своей книге «Свадебные обычаи онежан прежде и теперь» (1913) Василий Гладышев: «…тогда, как и теперь, у онежан были вечеринки, начинавшиеся осенью, после Покрова, продолжавшиеся весь Филипповский пост и достигавшие своего «зенита» на святках. На вечеринках происходит смотр невест и выбор их женихами, а кряду же после святок начинались свадьбы. Мясоед от Крещения до Масленицы и теперь остался самым свадебным, – так было и в старину». Знакомство жениха и невесты – это целый ритуал. «Невеста здоровается с женихом, и затем, помолясь Богу, все садятся за огромный, составленный из нескольких столов, «рукобитный» стол», – читаем далее у Гладышева. Почётное место на столе всегда занимал хлеб. Об этом тоже можно прочесть в книге о свадебных обычаях онежан: «Против будущих молодых на стол становится «мякушка», большой ржаной хлеб с солонкой наверху…».

«В качестве угощений на древнерусской свадьбе употреблялись мёды, вино, каша» – об этом повествуется в историко-этнографическом очерке Николая Остроумова «Свадебные обычаи в Древней Руси», (1905). «Весьма любопытно указать здесь на древний обычай употреблять при свадьбах больших размеров пряники, приготовленные на меду, с изображением райского дерева, птицы сирина, двуглавых и других животных. Обычай употребления подобных пряников весьма древний на Руси; их пекли ещё северные славяне до принятия христианства». Далее Остроумов пишет следующее: «Кроме угощений, на древнерусской свадьбе были и различные увеселения, забавы, которые способен был тогда выработать русский народ. Так, существовали на свадьбах пляски, игры в трубы и гусли…».

Целое исследование посвятил Александр Фаминцын представителям светской музыки в России. В книге «Скоморохи на Руси» (1889) автор говорит следующее: «Весь продолжительный период истории светской музыки в России с XI века (раньше этого времени мы не имеем письменных свидетельств о музыкантах и певцах русских) до середины XVII столетия может по справедливости быть назван эпохою скоморохов». Далее читаем у Фаминцына следующее: «В одном из французских описаний Московии в конце XVII столетия говорится, что свадебный поезд невесты в церковь сопровождается тысячами шутливых песен и дерзких выходок, исполняемых на улице родственниками, друзьями, слугами и рабами невесты. Пляски гостей на свадебных пирах, также подтверждаемые историческими свидетельствами, происходили в старину, разумеется, под звуки скоморошеских игр и песен».

Однако, кроме свадебных плясок и игр, во время обряда сватовства у крестьян, как пишет исследователь Константин Лавров в рукописи «Обрядовая сторона простонародной русской свадьбы» (1899): «невеста обязательно угощала всех сидящих вокруг стола, кланялась, и шла к печи за занавеску и плакала, считая себя обреченною на разлуку с прежнею жизнью, оплакивала свою «красоту», которая должна потеряться и «девичью вольну волюшку», которой замужеством также будет положен предел». Он также записал слова песни-плача: «Пойду бедна молодёхонька я по светлой своей светлице, я по новенькой горнице, – я по батюшкову строеньицу, я по матушкиному украшеньицу. Поглядите, мои родненьки, на меня на молодёньку, на мою на красну красоту, на девичью вольну волюшку…».

Совершенно исключительный обрядовый материал был собран российским этнографом Александром Терещенко в книге «Быт русского народа» (1848), вторая часть которой так и называется «Свадьбы». В ней подробно описываются царские, великокняжеские свадьбы XVII–XIX веков, а также особенности свадеб по губерниям: Вологодской, Костромской, Псковской.

Об исследовании народных традиций в своей книге «Сказания русского народа о семейной жизни своих предков» (1857), которая находится в электронном читальном зале, повествует Иван Сахаров. Автор путешествовал по Тульской, Калужской, Орловской, Рязанской и Московской губерниям, изучая традиции и быт местных жителей. «В эти счастливые дни моей жизни, изучая русскую семейную жизнь, я внимательно вслушивался во все рассказы поселян, с тщательностью записывая все народные предания и поверья, большей частию со слов самих рассказчиков», – читаем у Сахарова. «Ни один чужеземец не поймёт восторгов нашей семейной жизни: они не разогреют его воображения, они не пробудят таких воспоминаний, какими наполняется русская грудь…» С большой теплотой автор пишет о русской жизни. «В родных напевах, которые так сладко говорят русской душе о родине и предках, в наших сельских думах, которые так умильно вспоминают о горе дедовском, в наших сказках, которые так утешно радуют русских детей, в наших играх, которыми утешается молодёжь после тяжких трудов, в наших свадьбах, в которых так резво веселится пылкая душа мужающих поколений, в суеверных повериях нашего народа, в которых отражается общая мировая жизнь – вмещается вся семейная русская жизнь».

Коллекция основана на исследованиях, публицистических материалах, периодических изданиях, архивных документах, изобразительных источниках. Она включает в себя три раздела: «Семья и традиционные семейные ценности в современной России», «История семьи и традиционных семейных ценностей в России», «Семейный фотопортрет в отечественной истории».

admin

Recent Posts

Большие проблемы от микромобилистов

Спокойнее ли на дорогах региона? Стабилизируют ли дорожную обстановку камеры фото-видеофиксации нарушений? Об этом говорили…

19 часов ago

С начала 2024 года Отделение СФР по Новосибирской области оплатило более 109  тысяч больничных родителям с детьми

Более 109 тысяч больничных листов по уходу за детьми оплатило с начала года Отделение СФР…

20 часов ago

Литература, как музыка души

Во Дворце культуры ЗАО племзавод «Ирмень» имени Ю. Ф. Бугакова впервые состоялся литературный вечер под…

20 часов ago

О жизни и ратных подвигах Александра Васильевича Суворова расскажет вебинар Президентской библиотеки

18 сентября 2024 года в 10:00 на портале Президентской библиотеки будет транслироваться онлайн-вебинар «„Горжусь, что…

22 часа ago

Александр Аксёненко выступил соавтором законопроекта о повышении единовременной выплаты при рождении ребёнка

Депутат Государственной Думы от Новосибирской области напомнил, что за первое полугодие 2024 года рождаемость упала…

23 часа ago

Сибирский воробей

13 сентября обучающиеся из творческих объединений «Родное слово», «Фантазёры» и «Волшебное перо» Ордынского Дома детского…

23 часа ago