Ангоб по-чингисски
Кратко
В Ордынском историко-художественном музее открыта персональная выставка керамических изделий Сергея Коновалова, руководителя гончарного кружка Чингисского Дома культуры. Не так много изделий включает первая в жизни сельского умельца экспозиция, но это тот случай, когда главное – не количество, а качество. Кофейная […]
В Ордынском историко-художественном музее открыта персональная выставка керамических изделий Сергея Коновалова, руководителя гончарного кружка Чингисского Дома культуры.
Не так много изделий включает первая в жизни сельского умельца экспозиция, но это тот случай, когда главное – не количество, а качество. Кофейная чашка, пиала, масленка, кринка, ваза, кружка-кумочка, горшочки-шептуны… Просто диву даешься, насколько мастерски, виртуозно и красиво все сделано. Настоящее искусство, право слово! Хотя автор больше склоняется к такому названию своего творчества – гончарное ремесло. Результат труда рук человеческих – это ремесло. Ну, пусть ремесло, но и все-таки – искусство.
Где родился, любят говорить в народе, там и пригодился. Но не всегда так бывает. Вот Сергей Коновалов родился в Новосибирске, а пригодился в Чингисе. Когда пошел во второй класс, родители переехали в Чингис, и с тех пор Сергей Яковлевич не расстается с этим селом. После службы в армии работал в родной школе – вел уроки начальной военной подготовки; потом заочно учился в Новосибирском государственном педагогическом университете и преподавал физкультуру. Даже одно время был директором школы.
– А теперь вот уже несколько лет руковожу работой гончарного кружка в Доме культуры, – рассказывает он. – Почему выбрал именно эту сферу деятельности? Я – человек творческий, люблю рисовать, играю на гитаре, вообще музыку люблю. И мне кажется, что в гончарном производстве, как и в музыке и живописи, есть ритм, темп, палитра красок… Словом, заинтересовался этим делом, стал изучать специальную литературу, познакомился с работой гончарного круга. У нас, в Чингисском Доме культуры, был когда-то гончарный круг, но старый, уже давно не отвечавший требованиям. Но вскоре, благодаря успешной защите проекта, получили грант и приобрели современный – электрический – гончарный круг. Совсем другое дело. И мастерскую по производству гончарных изделий назвали «Круг». Кстати, у меня есть и личный гончарный круг, с которым я выезжаю по мере необходимости, ну, например, чтобы провести где-то мастер-класс…
– Сергей Яковлевич, вы с такой любовью говорите обо всем этом, что мне захотелось узнать, а как же происходит сам процесс, как простой комок глины превращается в вазу, пиалу, кринку? Словно по мановению волшебной палочки. Но нет – я понимаю, что это огромный труд!
– Да, это труд, и труд нелегкий. Гончарное изделие требует максимум терпения, внимательности, сосредоточенности. Настрой соответственный должен быть у человека. А процесс очень интересный, захватывающий, хотя и длительный. Чтобы что-то стоящее сделать из глины, надо найти с ней общий язык, как бы это удивительно ни звучало. Надо спросить себя, а готов ли ты понять, что у тебя в руках, и сможешь ли сделать глину послушной. Говоря о технологической стороне, надо заметить: если новичок сумел добиться успехов в так называемой центровке, то, можно сказать, все у него получится. Центровка – самый сложный этап, требующий и мастерства, и сил, и терпения. Собственно, с центровки все и начинается. А так как гончарного производства нет без науки, необходимо и математику знать, и физику. Вам, конечно, и обжиг интересен, я смотрю. Вот вы взяли в руки кринку. Она прошла три обжига: утельный, это когда обжигается черепок, то есть низ изделия; второй – глазурь, третий – молочный.
– Что, настоящее молоко используете?
– Настоящее, только в данном случае я смешал его с кефиром.
– Никогда бы не подумала!
– О, вы не знаете, что такое глина, какие чудеса с ней можно творить! Слышали про ангоб?
– Да, в кроссворде как-то это слово встретилось. Тоже, по-моему, с обжигом связано?
– Ангоб – это тонкий слой сырой глины, белой или цветной, который наносят на изделие до обжига. Разными узорами, разным орнаментом можно украсить изделие, и, если все аккуратно сделать, то очень красиво смотрится. От изделия к изделию приобретается опыт, мастерство приходит. Но всегда надо помнить, что глина не терпит суеты и спешки, однако ошибки прощает – я это понял.
– Сергей Яковлевич, вот тут у вас написано: «Курник». Никогда не знала, что есть такая посуда. Только пирог курник знаю.
– Мой курник – это приспособление для приготовления в духовке курицы целиком. В этот вот сосуд, на который надевают тушку, насыпаются специи, курица ими пропитывается, и получается очень вкусно.
– Глина пробуждает творческую фантазию. Вот здесь представлены разные кружки, и у каждой свое назначение, как вижу.
– Я привез только некоторые экземпляры. Решил вплотную заняться производством традиционной русской кружки – это кумочка, стопарь, кондюжка, тушка и так далее. Также запускаю серию заварочных чайников. Идей, мыслей и образов множество, хочется, чтобы все получилось.
– В надписях, сопровождающих ваши гончарные изделия, указана цифра 950. Предполагаю, что это температура обжига. Правильно?
– Совершенно верно. В основном применяю температуру от 950 до 1050 градусов. Для нашей печи это оптимальный вариант.
– Вы же педагог, с детьми работаете, пусть даже в кружке Дома культуры. Насколько им интересно гончарное ремесло?
– Образно говоря, наш гончарный круг не простаивает. Особенно много детей приходит в летние каникулы, так как горожане приезжают в Чингис. Да, дети интересуются, а некоторых процесс так захватывает, что приходят каждый день. Учу их с терпением работать, усидчиво. Ну а результат своего труда всегда дорог. В качестве примера могу назвать Викторию Кузьмину и Полину Шадрину, школьниц. Замечательные изделия у них получились. Кстати, ко мне на занятия приезжают не только из сел Ордынского района, но и из Новосибирска, из Новосибирской области…
Пока мы разговаривали, пришли посетители – школьники Софья Мазуренко и Никита Шабанов. С интересом осмотрели экспонаты. Я спросила о впечатлениях.
– Оригинальные работы, даже не верится, что такое можно в селе сделать, – делится Софья.
– Мне очень понравилось, – поддерживает Никита.
Высокую оценку мастерству народного умельца дает директор музея Алла Ланго:
– Это уникальные произведения искусства, свидетельствующие о том, что в умелых руках обыкновенная глина становится волшебной. Рады, что именно в нашем музее представлена первая персональная выставка керамических изделий сельского мастера.
Выставка работ Сергея Коновалова продлится до конца февраля. Спешите насладиться настоящим искусством!