Будущие специалисты ордынского здравоохранения
Кратко
Проблема дефицита кадров в медицинской сфере далеко не новая. Особенно остро это касается медицины на селе. В районной больнице сегодня 12 вакансий докторов и 9 – среднего медицинского персонала. Нужны специалисты и в сельских фельдшерско-акушерских пунктах. Непростую задачу наполнения медорганизаций […]
Проблема дефицита кадров в медицинской сфере далеко не новая. Особенно остро это касается медицины на селе. В районной больнице сегодня 12 вакансий докторов и 9 – среднего медицинского персонала. Нужны специалисты и в сельских фельдшерско-акушерских пунктах. Непростую задачу наполнения медорганизаций необходимыми специалистами должно помочь решить целевое обучение в вузе. Но как ранее со страниц нашей газеты сообщал главный врач Ордынской ЦРБ Андрей Кондаков, «целевики» не очень-то спешат возвращаться в село. Как же быть?
Актуальный проект
В Новосибирском медицинском университете зародилась весьма полезная идея, которая в 2022 году превратилась в оригинальный совместный проект вуза, министерства здравоохранения Новосибирской области и Новосибирского медицинского колледжа. Это проект «Медкадры – в село!», который до сих пор не имеет аналогов в других вузах нашей страны.
Цель этого проекта – познакомить студентов с современными условиями работы в центральных районных больницах, социально-экономическими особенностями сельских территорий и перспективными направлениями их развития. В учебном заведении решили дать студентам возможность поработать в районных больницах в качестве младшего и среднего медицинского персонала во время летних каникул.
В 2022 году все началось с трех больниц – Коченевской, Тогучинской и Ордынской, куда направились пятеро студентов НГМУ и трое студентов медколледжа. В этом году в проекте участвуют уже 24 района и 82 студента.
Предводитель
Одной из участниц проекта в 2022 году стала Мадина Наурсбаева, тогда – студентка второго курса медуниверситета. Она совершенно случайно узнала о проекте и решила в нем участвовать. Но отбор уже прошел, студенты с сертификатами медицинских сестер отправились работать в больницы. Мадине тогда все-таки удалось попасть в проект.
Как только что зародившийся, проект не имел четкой программы. Но когда закончился его первый «сезон», участники и организаторы решили, что идею нужно развивать и продолжать. Проректор НГМУ по воспитательной и социальной работе Константин Бакулин предложил Мадине стать куратором проекта – как самой активной его участнице.
Под руководством Мадины активная группа развернула агитационную кампанию, ребята посещали лекции и рассказывали о возможностях проекта, создали группу в социальной сети, где делятся впечатлениями и фотографиями. Мадине Наурсбаевой очень нравится эта деятельность. И она планирует ее значительно расширить.
Она родом из поселка Пролетарский. Уже в детстве она знала, что свяжет свою жизнь с медициной. Вспоминает: тогда были игрушечные наборы для оказания первой помощи. Играя со сверстниками, Мадина представляла себя доктором, «лечила» своих первых пациентов. В школе уверенность в правильности выбора только укрепилась, и будущий доктор сделала упор в учебе на биологию и химию.
— Я не помню, каким именно доктором хотела стать, – рассказывает Мадина Наурсбаева. — Пожалуй, и не было ничего конкретного, просто врачом. Но уже во время обучения в университете пришло понимание, что предпочтительное направление моей работы – организация здравоохранения.
Будущий медицинский управленец пока учится на лечебном факультете, направление общая терапия. После отработки необходимого по целевому направлению срока Мадина планирует окончить ординатуру по направлению организации здравоохранения, пройти магистратуру и написать диссертацию. Уже есть и тема – о проблеме дефицита медкадров в селах.
Несмотря на то, что «управленческие» предметы будут преподавать на пятом курсе, Мадина уже на четвертом подготовила научную работу по этой теме и даже выступила с ней на Омской конференции, получила диплом второй степени.
Как и все остальные практиканты, Мадина за шесть недель успела поработать в нескольких отделениях Ордынской ЦРБ. Больше всего понравилась хирургическая практика – удалось даже ассистировать на операции. Вызывают интерес также терапия, акушерство и гинекология, но она подчеркивает, что акушером-гинекологом не хочет быть точно.
— Я не отказалась от детской мечты, – резюмирует Мадина Наурсбаева. — Я и сегодня чувствую, что не ошиблась с выбором.
По примеру бабушки
Валерия Летова из Ордынского окончила четвертый курс педиатрического факультета Новосибирского медицинского университета и приехала проходить практику в районную больницу. Она тоже хотела работать доктором с детства. Родители от медицины далеки – мама юрист, папа работает в районной дежурно-диспетчерской службе. А вот бабушки – медики.
Людмила Васильевна Макаренко много лет трудилась в Ордынской ЦРБ, а Раиса Николаевна Кузнецова была детской медсестрой в Нижнекаменке. Когда Валерия приезжала к Раисе Николаевне на каникулы, она часто бывала у бабушки на работе. Игрушками становились фонендоскопы, другие медицинские предметы. И все это девочке безумно нравилось. А бабушкина профессия уже тогда определила направление обучения Валерии – не раздумывая, она подала документы на педиатрический факультет.
— Я знала, что пройду, не сомневалась, что это моё, – делится будущий педиатр. — После окончания учебы я приеду в Ордынское работать, и не только на необходимые по условиям целевого направления три года, но и после них тоже.
Валерия надеется, что в дальнейшем удастся получить направление в ординатуру по этой же специальности, чтобы потом трудиться уже в детском стационаре. Эта работа сегодня кажется интереснее, чем на участке.
Биохимия – преграда на пути
Валерия Несоленова несколько лет жила в Ордынском, но потом переехала в Чулым и уже там окончила школу. Одни из любимых предметов – биология и химия – как и у многих будущих медиков, определили предпочтение будущей профессии. Поддержала выбор и тетя, которая работала анестезиологом-реаниматологом. Валерия окончила четвертый курс лечебного факультета медуниверситета и приехала в Ордынскую ЦРБ на практику, она – тоже «целевик».
— Я взяла целевое направление именно сюда, потому что люблю этот поселок, – делится Валерия. — Я здесь жила раньше, здесь родственники. А еще бор, река, здесь так легко дышится! Никогда не хотела жить в городе.
Она признается, что был период, когда была готова бросить учебу. На втором курсе дважды не сдала экзамен по биохимии. С трудом поборола в себе желание подать заявление об отчислении.
— Первые два года вообще не чувствуешь, что учишься в медицинском университете, – вспоминает Валерия Несоленова. — Изучаешь общие предметы, не контактируешь с людьми, пациентов не видишь, поэтому не чувствуешь себя медработником. А вот на третьем курсе начинается предмет пропедевтика, появляется первое общение с пациентами. Только тогда, чуть приблизившись к своей профессии, можно почувствовать себя медиком. Выучившись на медсестру, поняла, что все-таки пришла сюда не зря.
Вообще, это частое заблуждение абитуриентов: с первого курса будут учить профессии, назначат доктора-наставника. На деле же придется изучить множество предметов, не относящихся напрямую к профилю, которые, кажется, совсем ни к чему. Но стоит понять, что здесь вообще-то получаешь высшее образование, а все эти дисциплины – важная его часть, учиться становится легче.
Только сложных предметов меньше не становится. Самые сложные для Валерии оказались топографическая анатомия и оперативная хирургия. Тяжелые, неприятные предметы, которые доставили много неудобств.
— Но это базовые вещи, которые просто необходимо знать настоящему доктору, – подчеркивает студентка.
В этом году впервые введена практика для студентов целевого обучения по месту будущей работы. За плечами шесть недель практики. Две недели в хирургическом отделении, две – в терапевтическом и последние – в акушерском.
— Мне больше понравилось в терапевтическом, – говорит Валерия. — Работа оказалась ближе. Как помощник врача стационара я проводила обход, знакомилась с пациентами, собирала анамнез, вела дневники и документацию, назначала обследования, изучала их результаты. И лечила своих пациентов! Конечно, советуясь с курирующим доктором.
Пациенты оказались очень приветливыми и благодарными, дарили подарки – шоколадки. А самое приятное – это внутреннее ощущение, что поработал не зря, помог человеку справиться с болезнью. Хотя случаи недоверия тоже случались – не каждый согласится принимать назначенное студентом лечение. Но большинство все-таки понимают: самодеятельности в работе практикантов нет, каждый шаг согласован с опытным врачом.
Изучить богатый внутренний мир
Зарину Аух из Верх-Ирмени со школьного времени не привлекали ни русский язык с литературой, ни физика с математикой. С детства нравилась природа, хотелось изучить ее строение, понять ее законы. С появлением в школьном расписании биологии, а затем анатомии, в обучении Зарины открылась новая страница, она поняла, чему именно посвятит свою жизнь.
Одной из самых интересных книг оказался медицинский атлас, в котором она рассматривала строение человеческого организма. А учебники биологии читала не по заданию учителя, а из собственного интереса.
При этом среди родственников не было медработников, кто мог бы стать примером. Самым близким к медицине был дедушка, который работал водителем автомобиля скорой помощи.
Сегодня она – студентка медицинского университета по целевому направлению, окончила четвертый курс лечебного факультета. Она будет терапевтом, но в планах – ординатура и новая специальность. Подумывает о патологической анатомии и судебной медицине. Нравится и гистология – изучение через микроскоп строения тканей, различных нарушений.
— Внутренний мир человека богат, – говорит Зарина. — Меня привлекает патологическая анатомия, и это совсем не страшно. Живых людей нужно бояться больше.
Школьников, желающих поступить в медицинский вуз, часто пугают обязательной практикой и дежурствами в «анатомичке» – анатомическом театре, где в спирте и формалине хранятся части тел людей, подготовленные для изучения.
— Да там совсем не страшно, – уверяет Зарина. — Нас и в морг водили много раз, и сама просила направить меня туда. Это не вызывает какого-то негатива, страха. Это материал для исследования, который нужно изучить, понять, что произошло, предотвратить подобные проблемы в будущем. Врач обязан разбирать в этом вопросе.
После окончания вуза Зарина Аух три года будет работать участковым терапевтом. Затем в ординатуре планирует изучить патанатомию. Или судебно-медицинскую экспертизу. Для выбора еще много времени.
Мы познакомили вас с будущими докторами Ордынской центральной районной больницы. Еще два года они будут получать свои специальности, а потом ордынцы увидят их в кабинетах ЦРБ. И «Ордынская газета» тоже встретится с девушками еще раз, чтобы рассказать читателям, что изменилось в жизни молодых специалистов, поменялись ли их жизненные приоритеты. Приедут ли они вообще? Обещают! А мы подождем.