Добрый доктор
Кратко
Участковый педиатр Ордынской центральной районной больницы Ирина Мамедова удостоена премии за победу в номинации «Лучший участковый педиатр» Всероссийского конкурса врачей «Лучший врач года». Ирина Алексеевна, успешно пройдя два первых этапа конкурса (по итогам второго, а это было в июне 2020 […]
Участковый педиатр Ордынской центральной районной больницы Ирина Мамедова удостоена премии за победу в номинации «Лучший участковый педиатр» Всероссийского конкурса врачей «Лучший врач года».
Ирина Алексеевна, успешно пройдя два первых этапа конкурса (по итогам второго, а это было в июне 2020 года, она получила премию «Лучший врач года» Новосибирской области), вышла в финал, где было представлено 609 работ из 58 субъектов Российской Федерации. И вот – победа!
– Я отправила работу и успокоилась. Даже не думала, что и как будет, пробьюсь в финал или конкурсная комиссия «отсеет» меня, – говорит она. – Прошло несколько месяцев, и в один прекрасный день подходит главный врач и поздравляет с победой. А я, если честно, уже и в мыслях не держала этот конкурс. Приятный сюрприз! Спасибо, что по достоинству оценили мой труд за три последних года. Именно за это время надо было представить отчет о работе участкового педиатра – и не только все описать, но и сделать выводы, проанализировать, высказать свои соображения. Я очень старалась, рада, что все получилось. Жалко, нет возможности познакомиться с конкурсными материалами коллег, это было бы замечательно!
…Путь в медицину у каждого свой. Уроженка деревни Южино Колыванского района Ирина Стрельцова, дочь хирурга, задолго до окончания школы решила, что будет врачом. Даже, быть может, главную роль вовсе и не профессия отца тут сыграла. Говорит, что просто не видела себя иначе как врачом. И педиатрию выбрала сразу.
В 1973 году семья Стрельцовых переехала в Ордынское, а через три года Ирина, успешно закончившая Ордынскую среднюю школу № 1, стала студенткой Новосибирского государственного медицинского института. Ее оценки на вступительных экзаменах позволяли поступить на более престижный лечебный факультет, но Ирина твердо решила: «Только педиатрия!»
Учеба давалась легко, все ей было интересно, все захватывало, и Ирина ни на секунду не усомнилась в правильности выбора. После первого курса работала санитаркой, а уже после третьего (получив соответствующий допуск) – медицинской сестрой в Первой инфекционной больнице Новосибирска. Практику всегда проходила в Ордынской центральной районной больнице. Работала в детском отделении, под началом опытного врача Надежды Викторовой – тогда Ирина числилась субординатором. Принимала больных, проводила полный осмотр, оформляла всю необходимую документацию (уже в то время в медицине бумажной работы было предостаточно). Ну а диагноз ставили сообща, тут уже главное слово говорил врач, хотя мнение субординатора тоже учитывалось.
Шесть лет учебы пролетели незаметно, и в 1982 году Ирина Стрельцова начала самостоятельный путь в медицине, а точнее – в Верх-Ирменской участковой больнице. На ее участке было, как помнит, порядка тысячи детишек, а в участок, кроме Верх-Ирмени, входили Верх-Чик и Малый Чик, Козиха, Березовка, Новопичугово.
– Эти два года многому научили меня, начинающего врача, – говорит Ирина Мамедова. – И потом, когда уже работала в Доволенской районной больнице, ирменская практика очень пригодилась, хотя случаи не повторялись. Расскажу об одном из них. Десятиклассница на моем участке заболела эпидемическим паратитом, который в народе называют свинкой. Родители не особенно волновались – мол, подумаешь, свинка, что тут страшного, сейчас ее лечат. Действительно – мы девочку вылечили. Родители успокоились, все нормально. А я сразу их предупредила, что возможны осложнения. И через несколько лет, она уже школу давно закончила, развилась тяжелая форма сахарного диабета, которая привела к смерти. Тяжело все это вспоминать. Столько лет прошло, а все не могу забыть.
Нашу беседу прервали: медсестра сообщила, что привезли трехлетнего ребенка в тяжелом состоянии, и надо срочно что-то делать. Ирина Алексеевна поспешила к больному. Несколько минут ее не было. Эти считанные минуты понадобились опытному врачу, чтобы принять единственно правильное решение. Мальчику оказали экстренную помощь и поместили в палату, для дальнейшего лечения. Невозможно представить, сколько аналогичных случаев было у участкового педиатра за почти сорокалетнюю врачебную практику!
Сейчас на участке Ирины Мамедовой, в Вагайцеве, 1200 детей, и 11 из них – инвалиды. У кого-то редкое заболевание – муковисцидоз, характеризующийся недостатком ферментов для правильной работы кишечника и органов дыхания; у кого-то гемолитическая анемия (повышенный билирубин и пониженный гемоглобин), кто-то страдает болезнью позвоночника… Нельзя спокойно говорить о маленьких страдальцах, сердце разрывается. Но врач – это человек, обладающий огромным терпением и хладнокровием, способный не только лечить и длительно наблюдать за пациентом, но и вселять уверенность в него, и в его родителей. Эти качества у Ирины Мамедовой есть. А еще у нее особенная улыбка. Доктор должен быть добрым, говорит она, и его улыбка часто помогает больному больше, чем лекарства.
– Что меня беспокоит, так это отказ некоторых родителей от прививок, – делится наболевшим она. – Стараюсь убедить их в том, что они не правы, последствия могут быть тяжелыми. Но, к сожалению, не со всеми удается найти общий язык. Проблема остается, и проблема очень острая, а особенно – в семьях верующих, где, как правило, много детей. Тут никакие примеры не действуют, никакие убеждения.
Я решила задать врачу года неожиданный вопрос:
– Что бы вы сделали, если бы стали министром здравоохранения России?
– Прежде всего, сократила бы численность групп в детских садах, чтобы уменьшить контактность; обеспечила бы бесплатные путевки в детские оздоровительные лагеря и бесплатное лечение абсолютно всех детей, независимо от того, каким заболеванием страдает ребенок. Если подумать, то и еще что-то можно сделать. Но пока вот так. Жалко, далеко не каждому врачу суждено быть министром…
Материал номинируется на соискание Международной премии Фонда Андрея Первозванного «Вера и Верность»; автор – обозреватель «Ордынской газеты» Алексейцева Татьяна Михайловна