Как помочь ребенку найти себя
Кратко
Мир меняется, одни профессии исчезают, другие зарождаются – как в этом разобраться? Карьерный консультант Наталия Хозицкая рассказывает, как родители могут помочь ребенку разобраться в себе, выбрать вуз и построить маршрут к мечте: – Говорить про выбор карьеры правильно в любом […]
Мир меняется, одни профессии исчезают, другие зарождаются – как в этом разобраться? Карьерный консультант Наталия Хозицкая рассказывает, как родители могут помочь ребенку разобраться в себе, выбрать вуз и построить маршрут к мечте:
– Говорить про выбор карьеры правильно в любом возрасте. Но лучше раньше. Система образования устроена так, что она нас провоцирует говорить с подростком о выборе профессии. В 9-м классе заканчивается обязательная часть школьного образования, что делать дальше? Это первый выбор, который нужно сделать подростку. И большинство делают его по инерции, связывая с социальным окружением, семейной историей и так далее.
Что такое работа для ребенка? Это место, куда уходят мама и папа, чтобы вернуться с деньгами. Он плохо себе представляет, что такое «профессиональный статус», «возможность самореализации».
Пожалуй, основная родительская роль – подготовить ребенка к такому выбору, к самоопределению. Не мы за него сделаем выбор. Он сам. Но мы ему можем помочь, создать условия, объяснить, рассказать.
Но как часто ребенок слышит про то, какая у взрослых интересная работа, какие классные достижения? Потому что порадоваться вместе мы не всегда готовы. А вот поныть… Например, родители приходят домой, рассказывают друг другу за столом, как их не устраивает начальник, коллеги, клиенты…И у ребенка часто складывается негативное отношение к работе: мол, ничего хорошего там не будет. И зачем я буду это выбирать, собственными руками себе жизнь портить?
– Часто возникает ситуация: «Мне ничего не нравится, ничего не хочется».
– Если ребенку уже ничего не интересно, можно начать с самого простого. Что такое карьерное самоопределение, выбор профессии? Обратить внимание ребенка на то, что у него получается хорошо, за что он берется с удовольствием. Из чего он может выбирать. Начинать можно прямо с детского сада.
– То есть поощрять выбор с самого раннего возраста?
– Да, поощрять внимательное отношение к своему выбору. «Что ты хочешь надеть?» «Какой мультик мы посмотрим?» «Что будешь есть на ужин?» Мы начинаем с ребенком обсуждать эти вопросы. Пошел в кружок: «Тебе там понравилось? У тебя это хорошо получается! А это – не очень хорошо, хочешь развивать, давай попробуем…»
Как бывает? Что на ужин – мама решила, что надеть – бабушка решила, что учить в школе – школа решила. Кружки – все на них ходят, значит, ты тоже пойдешь. Практически нет моментов, когда ребенок делает хоть какой-то значимый выбор. У него нет возможности задуматься, отрефлексировать выбор, пересмотреть его. Может быть, это непросто — сменить кружок, если ты захотел. Но это же проще, чем работу потом менять или даже профессию. Стоит учить ребенка рефлексировать, думать: «Насколько мне это подходит? Комфортно ли мне в этом?»
Значительно важнее не предложить ребенку конкретную профессию, не назначить экзамены, а научить его переживать опыт выбора, сомнений и принятия решения. Научить управлять своей жизнью.
Каждый человек пишет свой карьерный сценарий. И эти навыки проще всего тренируются, пока ребенок еще маленький, он еще дома и большой мир его не обижает, не обрушивается на него. Пока мы еще можем его сопровождать, помогать ему.
Инкубатор, который родители могут создать в доме, бесценен, больше нигде этого не происходит. Школа не дает такой возможности. У нее другие задачи. Информационное пространство ребенка тоже наполнено не этим. Друзья, соцсети, развлечения – тоже не про карьерные сценарии.
Возможность выбора для себя, пересмотра решения, его изменения, создание идеальной для себя жизни и условий – это опыт, который ребенок может получить только в семье.
– Сейчас расцвет искусственного интеллекта. Вам не страшно, что когда наши дети вырастут, вообще ничего не будет нужно?
– У наших детей выгодная позиция. Они могут строить карьерный сценарий так, как им хочется. Рынок сегодня любит людей с необычными сочетаниями навыков. Так появляются какие-то новые продукты, решения, запросы. Для того, чтобы эти запросы и продукты создавать, нужны люди, которые обладают уникальным набором компетенций.
Поэтому никого уже не удивляет, что человек изучает музыку и программирует одновременно. Изучает химию и информатику. Это позволяет ему собственную траекторию проложить.
– Какие навыки и качества помогут детям в этом?
– Это все, что касается современной грамотности: финансовой, информационной (когда человек умеет пользоваться компьютером, поисковыми системами, искусственным интеллектом), карьерной. Для последней главный навык – агентность. Она критически важна именно потому, что собирает целый набор навыков в себе. Человек должен уметь работать с информацией, понимать, что ему подходит, а что нет. Должен быть способен анализировать, критически относиться к возможностям, взвешивать «за» и «против», видеть риски. Такие навыки можно тренировать на элементарных вещах.
– Насколько важны soft skills (надпрофессиональные навыки, которые помогают решать жизненные задачи и работать с другими людьми)?
– Важны, безусловно. И здесь надо понимать, что soft skills в некоторых профессиях становятся hard skills (узкие профессиональные навыки, которые нужны для решения конкретных задач в повседневной работе).
Например, умение договариваться, общаться – это всем полезный soft skill. Но если я учитель в школе, то это уже hard skill. И так со многими навыками. Обращайте внимание на особенности, проявления ребенка. Именно они становятся основой для выбора профессии, опорой в профессиональной самореализации. Мы говорим про развитие мягких или универсальных навыков тогда, когда их не хватает. Но бывает и наоборот, когда такие способности даже не замечают.
Есть внимательные, эмпатичные дети, которые чувствуют другого человека, хорошо его понимают. Во многих профессиях этот набор особенностей нужен. Но таким людям чаще всего кажется, что все так умеют. Они не знают, что это их сильная сторона. И не рассматривают ее как опору для выбора профессии. Задача родителя – подсветить, обратить внимание: «Смотри, как это у тебя здорово получается! Знаешь, я с тобой поговорила – мне легче стало. Может, ты психологом будешь?» «Как ты здорово объяснил математику своей сестре. Не рассматриваешь идею стать педагогом?»
– Ребенку нравится профессия, которая нам кажется не очень перспективной или просто опасной.
– Здесь стоит учить ребенка сомневаться, критически смотреть на выбор. И на свой тоже. Важно понимать, что родитель не владеет карьерным сценарием ребенка. Он ему помогает его писать. Но дальше ребенок делает это сам.
Он хочет быть летчиком. Мы понимаем, что есть риски. Молчать о них не нужно. Родитель может видеть больше опасностей, сложных ситуаций на рынке труда, которые ребенку пока непонятны, неизвестны, тяжелы для его понимания. Мы должны ему рассказать.
Мы не можем подростку сказать: «Нет, ты не будешь летчиком». Мы вынуждены строить диалог — сесть, обсудить «за» и «против». Если мы начали в седьмом классе эти разговоры, то к девятому мы научились строить диалог. И это помогает сомневаться. Так и дальше будет в жизни. Навык поиска аргументов, информации, отказа, пересмотра, пробы очень важен. Пробуй, у тебя еще есть время!
– А потом оказывается, что в мире существует только одна супервостребованная профессия – программисты, айтишники! Что в этой ситуации делать?
– Самые массовые профессии в нашей стране – водитель и продавец. Самые большие наборы в вузах все еще на медиков. А самые дорогие вузы – МГИМО, консерватория. Мир очень разный.
Конечно, нужно много программистов. Мир технологизируется. Но еще больше нужно людей, которые в своей области владеют информационными технологиями.
Если я биолог, который умеет применять информационные технологии, то я буду больше востребован. Важнее сочетание навыков, а не конкретная профессия.
Сегодня дети хорошо осваивают информационные технологии. Они много времени проводят с телефоном, за компьютером. Можно добавить в это конструктива. Изучить какие-то элементарные языки программирования, технологии создания сайта, приложений.
Но всем ли надо быть программистами? Нет. Можно работать в IT и не быть программистом.
– Я хочу, чтобы ребенку нравилось то, что он делает, и чтобы он всегда мог прокормить семью.
– Только взрослый понимает, что такое кормить семью, что такое зарабатывать. Он оперирует личным опытом, опытом его окружения, его родителей. И мы видим, что сейчас этот опыт себя не оправдывает. Мир предлагает другие возможности и сценарии.
Родитель должен помнить, что карьера сегодня поливариантна. У человека может быть целый набор источников дохода и несколько профессий. И такая карьера – это, скорее всего, будущее наших детей, новая стабильность.
В портфельной карьере много преимуществ. Но она невозможна, если человек не умеет этими процессами и своими интересами управлять. За него сначала выбирали дома, потом в школе, потом в институте, потом – работодатель. У него нет опоры на себя и навыка управлять своей карьерой. Такой человек уязвим в современном мире.
– У женщин перерыв на рождение ребенка создает сложный виток в карьере.
– В декретном перерыве для женщины есть не только уязвимость, но и большое преимущество. Потому что это ее законное право на осмысленный перерыв в карьере, передышку и возможность осмотреться.
Декрет часто дает огромный толчок личностного роста, пересмотра компетенций женщины. Это становится возможностью сделать поворот в своей карьере на 180 градусов, переучиться, увидеть для себя новые перспективы в «женских» профессиях или наоборот, с новым вдохновением вернуться в офис. Сейчас есть государственные программы поддержки, обучения женщин в декрете, когда они могут получить новую специальность и выйти из декрета уже на совсем другую работу.
Это сложно, придется поработать. Учиться придется, падать, вставать. Но это возможно! Как складывается карьера? Этот путь может быть прямым, если мне повезло или я выбрал какую-то понятную профессию. Я хочу быть врачом. Вариантов не очень много — медицинский вуз. Могут быть сложные идеи – тогда и путь будет непростым. Я могу не дойти до самого конца, не стать директором всего Google. Но я могу по этой дороге добраться высоко и решить, что мне и тут нормально. То есть я все равно двигаюсь в сторону своей мечты по своему собственному маршруту. И вот проложить этот маршрут, показать, как это делается, раздвинуть границы, найти вдохновляющие примеры людей, у которых получилось – задача родителя.
Полная версия интервью Анны Даниловой на Правмире: https://www.pravmir.ru/zavtra-ege-a-my-sprashivaem-kem-ty-hochesh-byt-speczialist-po-vyboru-professii-nataliya-hoziczkaya