Новосибирская служба судебных приставов рассказала о новеллах в законодательстве при взыскании просроченной задолженности
Кратко
С 1 февраля 2024 года в Федеральном законе №230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности» вводятся новые понятия, а также расширяется полномочия службы по контролю (надзору). Теперь должностные лица службы судебных […]
С 1 февраля 2024 года в Федеральном законе №230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности» вводятся новые понятия, а также расширяется полномочия службы по контролю (надзору). Теперь должностные лица службы судебных приставов наделены полномочиями по осуществлению контрольных (надзорных) и профилактических мероприятий в отношении профессиональных коллекторских организаций, кредитных и микрофинансовых организаций, в части взыскания с должников просроченной задолженности.
Законодатель ввел понятие «профессиональная коллекторская организация». Если раньше слово «коллектор» использовалось только в народном разговоре, то сейчас это закреплено. Также появилось понятие «автоматизированный интеллектуальный агент». «При взыскании задолженности кредиторы использовали так называемый „робот-коллектор“ для взаимодействия с заемщиком или третьим лицом. „Робот-коллектор“ нами учитывается наравне со звонками и является непосредственным взаимодействием. В совокупности количество звонков остается прежним: не более восьми раз в месяц», — разъяснил начальник отдела ведения государственного реестра и контроля за деятельностью юридических лиц, осуществляющих функции по возврату просроченной задолженности ГУФССП России по Новосибирской области Виктор Худяков.
Еще одним способом взаимодействия с гражданами станет направление сообщений должникам через портал Госуслуг. Этот способ приравнивается к электронным сообщениям. Для такого порядка общения потребуется, чтобы программное обеспечение коллекторской, кредитной или микрофинансовой организации было подключено к порталу Госуслуг. Кроме того, необходимо, чтобы должник подтвердил свое согласие на получение сообщений в личном кабинете на Госуслугах.
Обращаем внимание, что существуют ограничения электронного взаимодействия: в течение календарного месяца можно направлять не более двух сообщений по одному обязательству через портал Госуслуг .
Теперь при рассмотрении обращений граждан, в случае нарушения их законных прав, сотрудники службы судебных приставов, согласно законодательству, будут учитывать случаи взаимодействия с должником по инициативе кредитора при соблюдении некоторых условий. «Например, если кредитор будет звонить должнику, а тот будет прерывать разговор, то такой случай не будет учитываться как взаимодействие. Если должник не желает продолжать общение с кредитором, то ему необходимо это выразить в явной форме», — объяснил Виктор Худяков.
Кроме того, новый закон устанавливает право ФССП России по ограничению профессиональных коллекторских и микрофинансовых организации использовать один или несколько способов взаимодействия в виде личных встреч, телефонных переговоров, использования автоматизированного интеллектуального агента, электронных сообщений.
Такое решение будет приниматься должностными лицами службы по результатам контрольного (надзорного) мероприятия в случае выявления грубого нарушения или систематических нарушений законодательства Российской Федерации.
Напомним, если вы считаете, что ваши права нарушены при взыскании просроченной задолженности, рекомендуем обращаться с заявлением в региональное ведомство через сайт в разделе «Обращения» или отправлять заказную корреспонденцию через почтовое отделение на адрес (630005) г. Новосибирск, Красный проспект, 86/1.