Общество

Прогулки по Санкт-Петербургу с Президентской библиотекой. Медный всадник

Кратко

«Кто из нас, проходя через Петровскую площадь, не останавливался перед памятником Петру I и не удивлялся мудрой Екатерине, умевшей выразить в нем чрезвычайную предприимчивость и смелость основателя Петербурга, Великого Царя, который устроил и просветил Россию, сделав её сильною и могущественною?» – пишет историк и […]

«Кто из нас, проходя через Петровскую площадь, не останавливался перед памятником Петру I и не удивлялся мудрой Екатерине, умевшей выразить в нем чрезвычайную предприимчивость и смелость основателя Петербурга, Великого Царя, который устроил и просветил Россию, сделав её сильною и могущественною?» – пишет историк и богослов Антон Ивановский в книге «Беседы о Петре Великом и его сотрудниках» (1872), размещённой на портале Президентской библиотеки. – Но приходилось ли кому-либо из нас при обозрении этого памятника подумать о том, сколько нужно было употребить трудов и неимоверных усилий – построить этот дивный памятник, приводящий в изумление?..». Сегодня Президентская библиотека приглашает посетить Сенатскую площадь, обратив особое внимание на один из символов города на Неве – памятник Петру Великому, который благодаря Александру Сергеевичу Пушкину называют Медным всадником.

·        Екатерина II с огромным уважением относилась к Петру Великому и говорила, что главная её задача – продолжить строительство задуманной им «храмины» – Российской империи. Мысль об увековечении памяти первого российского императора появилась у неё в 1765 году. По совету Дени Дидро для создания скульптуры Екатерина выбрала пусть и известного, но отнюдь не модного французского ваятеля Фальконе. Философ, чувствуя всю меру своей ответственности перед российской императрицей, напутствовал друга: «Помни, Фальконе, что ты должен или умереть за работой, или создать нечто великое».

·        Заключая договор со скульптором, взявшимся закончить работу за восемь лет, русский посланник в Париже князь Дмитрий Голицын особо отмечал такую черту Фальконе, как бескорыстие. Хотя Голицын и предложил Фальконе вознаграждение в полтора раза меньше, чем запрашивали другие художники за подобную работу, тот «сам нашёл такую цифру преувеличенной» и согласился на гораздо меньшие деньги. В сентябре 1766 года Фальконе выехал в Петербург. Из 25 ящиков, взятых им с собой, только один содержал пожитки художника – остальные были заполнены книгами, гравюрами и слепками.

·        Трудности у скульптора начались уже на этапе обсуждения проекта. Единого мнения, каким должен предстать Пётр I, не было. Некоторые советовали изваять Петра Алексеевича в образе римского императора, другие – соорудить памятник в виде фонтана, окружённого аллегорическими фигурами. Были и курьёзные предложения: изобразить Петра так, чтобы его правый глаз смотрел на Адмиралтейство, а левый – на здание Двенадцати коллегий. В результате Фальконе настоял на собственном видении памятника. Он изобразил Петра в движении, убрав детали, которые могли отвлекать внимание от образа царя-созидателя. Роль Петра как полководца-победителя подчёркивают лавровый венок и меч; постамент в виде громадной скалы напоминает о преодолённых трудностях, а змея под ногами вздыбленного коня символизирует поверженные вражеские силы.

·        Не обошлось без неприятностей и на этапе отливки скульптуры. Когда часть глиняной формы уже была заполнена – труба, по которой заливалась бронза, лопнула. Все рабочие в страхе разбежались, кроме пушечного литейщика Емельяна Хайлова, сумевшего остановить разлив металла. В результате отливка была завершена с небольшими погрешностями, но благодаря мастерству художника следов спайки практически не осталось.

·        Когда пришло время подыскивать камень для подножия монумента, Академия художеств «обнародовала его потребную величину – пять сажен длины, две сажени и пол аршины ширины, одну сажен и два аршины вышины». Вскоре в Академию явился крестьянин из деревни Лахта и сообщил, что в «6 верстах от берега Финскаго залива… находится огромный валун под названием Каменной горы». По местной легенде сам Пётр неоднократно всходил на него, чтобы обозреть окрестности. Перевозка Гром-камня, как его ещё называли, весом 1600 тонн заняла около года. Сначала его тащили огромные медные сани, перекатываемые на медных шарах по обитыми медью деревянным желобам. Ежедневно 400 человек двигали их примерно на 200 метров. Стоявший на камне барабанщик подавал сигналы, делавшие усилия рабочих более дружными. Дотащив гранитный гигант до берега, его погрузили на специальное судно. 7 октября 1770 года он был выгружен на Сенатской площади.

·        Идея надписи на памятнике принадлежит Фальконе, который предложил: «На подножии статуи я поместил бы эту краткую надпись: Петру Первому воздвигла Екатерина Вторая. Очень бы я желал, чтобы и на самом камне догадались не писать ничего более». Императрице идея понравилась. В итоге на памятнике была выбита надпись на русском языке и латыни, которая гласит: «ПЕТРУ перьвому ЕКАТЕРИНА вторая лѣта 1782» с одной стороны монумента и «PETRO primo CATHARINA secunda MDCCLXXXII» – с другой, подчёркивая замысел императрицы: установить линию преемственности с деяниями Петра Великого.

·         Торжественное открытие памятника Петру I на Сенатской площади состоялось 18 августа (7 августа по старому стилю) 1782 года. Позднее, благодаря знаменитой поэме А. С. Пушкина, скульптура получила название «Медный всадник», хотя на самом деле изготовлена из бронзы. Одно из городских поверий гласит, что, покуда стоит Медный всадник на берегу Невы, ничто не может случиться с Санкт-Петербургом.

На портале и в фонде учреждения можно ознакомиться с многочисленными изображениями памятника, сделанными в разные эпохи и вошедшими в раздел «Сенатская площадь в открытках» коллекции «Санкт-Петербург», а также с уникальными материалами, раскрывающими историю его создания, в том числе исследованиями, входящими в коллекцию «Екатерина II (1729–1796)».