Власть

С особым вниманием – к сельским дорогам

Кратко

Качество ремонта автомобильных дорог стало темой обсуждения депутатов Заксобрания Новосибирской области.  Основные нарушения – низкое качество дорожных работ Комитет Заксобрания по транспортной, промышленной и информационной политике заслушал отчет Контрольно-счетной палаты по результатам проверки законности и эффективности использования средств областного бюджета, […]

Качество ремонта автомобильных дорог стало темой обсуждения депутатов Заксобрания Новосибирской области. 

Основные нарушения – низкое качество дорожных работ

Комитет Заксобрания по транспортной, промышленной и информационной политике заслушал отчет Контрольно-счетной палаты по результатам проверки законности и эффективности использования средств областного бюджета, направленных на объекты дорожной инфраструктуры в 2021 году и часть 2022 года.

По данным, представленным аудитором КСП Валерием Алехиным, основной объем ассигнований дорожного фонда направлен на реализацию мероприятий госпрограммы «Развитие автомобильных дорог»: 26,2 млрд рублей в 2021 году и 14,1 млрд руб. за 9 месяцев 2022 года.

На строительство и реконструкцию автомобильных дорог и дорожных сооружений в 2021 году было выделено 45,8% (12 млрд руб.) и в 2022 году –14,6% (2 млрд руб.). На ремонт, содержание и иные мероприятия – 5,7 млрд руб. и 5,2 млрд рублей по годам соответственно. В 2021 году введено в эксплуатацию 227,6 км автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения, выполнен капитальный ремонт 3,5 км и ремонт 44,1 км автомобильных дорог местного значения.

Состояние дорог области по-прежнему далеко от удовлетворительного. По состоянию на 1 января 2022 года из 12,7 тыс. км автомобильных дорог, находящихся в государственной собственности, 57,5% не отвечают нормативным требованиям. Из 14 805,6 км автомобильных дорог местного значения не отвечают нормативным требованиям 6 577,4 км. Наибольшее увеличение доли дорог, находящихся в ненормативном состоянии, произошло в следующих районах: Ордынском (с 55,5% до 61,5% или на 37,0 км), Мошковском (с 31,6% до 37,7% или на 27,3 км), Доволенском (с 55,6% до 61,6% или на 16,6 км). За 2021 год количество грунтовых дорог не уменьшилось, а увеличилось на 44,5 км (с 5 709,8 км до 5 754,3 км) и составило 38,9% от общей протяженности автомобильных дорог местного значения.

Валерий Алехин акцентировал: «Основные нарушения при проведении ремонта дорог как в 2020-2021 годах, так и в 2022 году связаны с низким качеством выполненных работ, в том числе, это касается качества дорожного полотна, его повреждений и дефектов, а также несоответствия нормативам коэффициентов водонасыщения и уплотнения, толщины покрытия».

В числе нарушений при использовании бюджетных средств аудитор назвал нарушения в сфере закупок, оплата фактически невыполненных работ, завышение номинальной цены контрактов.

Депутаты досконально проанализировали проблему разработки проектно-сметной документации, низкое качество которой является одной из основных причин нарушений выполнения дорожных работ по контрактам.

«Рассматривается вопрос создания отдельной проектной группы по линии Минтранса, – ответил министр транспорта Анатолий Костылевский на многочисленные вопросы депутатов. – Внедрена многоступенчатая система контроля качества, чтобы пресекать нарушения не на стадии приемки работ, а на уровне проекта. Были проведены мероприятия с заказчиками и подрядчиками с разбором совершенных ошибок. Весной организуем курс повышения квалификации для сотрудников муниципалитетов, чтобы исключить типовые ошибки. Также весной начинаем проверку готовности асфальтобетонных заводов. Начиная с контроля качества заготавливаемых материалов до процесса производства. Расширены параметры проверки. Контроль качества – приоритет».

Парламентарии убеждены: объемы ремонтных работ должны быть увеличены

«Мы сегодня ремонтируем порядка 200 км дорог, тогда как по нормативам должны 1000 км ремонтировать, – высказал мнение дорожников депутат Александр Барсуков. – И возможность для этого есть. Подрядчики простаивают из-за необеспеченности проектно-сметной документацией. Год закончился, а 3,5 млрд дорожных денег не использовано. Надо увеличить объемы ремонта именно областных дорог».  

Заместитель председателя комитета Сергей Титков обратил внимание на материалы отчета КСП о состоянии искусственных сооружений: «Неудовлетворительное состояние у 32 мостов, предаварийное – у четырех. Ранее была областная программа по реконструкции искусственных сооружений. Теперь пришло время снова направлять на это целевые средства». Депутат напомнил о выездном заседании комитета в Карасукском районе, когда было принято решение о пилотном проекте по укрупнению дорожного фонда Карасукского и Баганского районов. «Концентрация средств дала положительный результат. Стоит распространить этот опыт на другие районы области», – высказал свою позицию Сергей Титков.

Это предложение вошло в число рекомендаций комитета Правительству региона.

«В объемах и качестве ремонта местных дорог фактически нет подвижек. Доля дорог в муниципальных образованиях, находящихся в ненормативном состоянии, изменилась с 48,7% до 48,6%. Плохой показатель! – прокомментировал итоги обсуждения отчета КСП председатель комитета по транспортной, промышленной и информационной политике Валерий Ильенко. –  Остается еще много вопросов. В частности, есть моменты завышения стоимости оплаты дорожных работ, данные документы переданы в следственные органы. Работа по качеству исполнения гарантийных обязательств показала, что контроль ужесточается.  Это факт! За счет требовательности, за счет новых подходов, которые должны переломить ситуацию».