Общество

Суд обязал администрацию Ордынского района обеспечить население д. Антоново и с. Усть-Алеус питьевой водой надлежащего качества

Кратко

Публикуем решение с сайта Ордынского районного суда Дело № 2а-286/2023 Поступило в суд 11.01.2023 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ р.п. Ордынское 25 мая 2023 года Ордынский районный суд Новосибирской области в составе председательствующего судьи Грушко Е.Г., при ведении протокола помощником Богомоловой О.П., […]

Публикуем решение с сайта Ордынского районного суда

Дело № 2а-286/2023

Поступило в суд 11.01.2023

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

р.п. Ордынское 25 мая 2023 года

Ордынский районный суд Новосибирской области в составе председательствующего судьи Грушко Е.Г.,

при ведении протокола помощником Богомоловой О.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Кирноса А. А. к администрации Ордынского района об обеспечении населения питьевой водой,

у с т а н о в и л:

Кирнос А.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Ордынского района об обеспечении населения питьевой водой, указывая, что жители д. Антоново и с. Усть-Алеус Спиринского сельского совета Ордынского района пользуются только индивидуальными скважинами. Вода из данных скважин подвергалась лабораторным исследованиями Роспотребнадзора и по показателям не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.117502 по мутности, общей жесткости, содержанию железа и бора, что влияет на здоровье человека. Истец просит обязать администрацию Ордынского района обеспечить население д. Антоново и с. Усть-Алеус водоснабжением соответствующего качества до завершения строительства и пуска в работу централизованного водоснабжения данных сел.

Административный истец – Кирнос А.А. исковые требования поддержал. Пояснил, что в указанных населенных пунктах отсутствует централизованное водоснабжение, в связи с чем администрация района обязана обеспечить население питьевой водой надлежащего качества и наличие у жителей своих колонок не решает данный вопрос, так как вода в колонках нарушает по результатам лабораторных исследований показатели по мутности, железу общей жесткости, что влияет на здоровье людей. Он проживает в д. Антоново, но поскольку с. Усть-Алеус имеет с д. Антоново две общие улицы, он также заявил требование и в отношении с. Усть-Алеус. Администрация района не обеспечивает подвоз питьевой воды, а вода в колонках опасна для здоровья и может быть использовано только для полива. Прошедшая конференция граждан от ДД.ММ.ГГГГ является нелегитимной, что являлось предметом рассмотрения по административному делу №а-736/2022.

Представитель административного ответчика – администрации Ордынского района Новосибирской области Сурдина Н.А. с иском не согласилась. Пояснила, что в соответствии с ч.4 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов, в том числе организация в границах поселения тепло-, и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации. Согласно ст. Статья 16. Устава С. с/совета граждане имеют право на территориальное общественное самоуправление — самоорганизацию граждан по месту их жительства, на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения. Территориальное общественное самоуправление осуществляется непосредственно населением посредством проведения собраний и конференций граждан, а также посредством создания органов территориального общественного самоуправления. Граждане имеют право на коллективные и индивидуальные обращения в органы местного самоуправления С. сельсовета. Обращения граждан подлежат рассмотрению в порядке и сроки, установленные Федеральным законом от 2 мая 2006 года №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». В соответствии со ст. 13. Устава конференция (собрание делегатов) может осуществлять полномочия собрания граждан в порядке и в случаях, предусмотренных нормативным правовым актом Совета депутатов, уставом территориального общественного самоуправления. Порядок назначения и проведения конференций граждан (собраний делегатов), избрание делегатов определяется нормативными правовыми актами Совета депутатов, уставом территориального общественного самоуправления в соответствии с федеральным законом. Итоги конференции граждан (собрания делегатов) подлежат официальному опубликованию или обнародованию. 27.02.2019г. проходила конференция граждан в МО Спиринский с/совет Ордынского района НСО, одним из вопросов конференции рассматривался вопрос необходимости организации строительства в д. Антоново и с.Усть -Алеус. Граждане единогласно проголосовали против строительства водопровода на данной территории. Согласно постановления администрации Спиринского сельсовета от 23.11.2020г. № утвержден прогноз социально-экономического развития С. сельсовета Ордынского района НСО на 2021 г. и плановый период 2022 и 2023годов, постановления администрации С. сельсовета от 11.11.2022г. № утвержден прогноз социально-экономического развития С. сельсовета Ордынского района Новосибирской области на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов(размещенных на официальном сайте Спиринского с/совета https://spirino.nso.ru/page/20) в которых вопрос о центральном водоснабжении также не ставится. Полномочия Муниципального района определены Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», указанные законом полномочия решаются по мере значимости и очередности, отраженной в том числе в планах социально экономического развития муниципального района и поселений. Кроме того, проведен мониторинг обращений за предыдущие 3 года, обращений об организации централизованного водоснабжения на территории С. с/совета. Установлено, что обращения с данной территории поступали только от административного истца. По проекту Генерального плана С. сельсовета Ордынского района, размещенного на официальном сайте администрации Ордынского района Новосибирской области https://ordynsk.nso.ru/page/1094, утвержденному Решением сессии Совета депутатов С. сельсовета от 28.08.2014г. №, схема централизованного водоснабжения отсутствует. На сегодняшний день водоснабжение жителей вышеуказанных населенных пунктов осуществляется путем организации личных скважин на территории домовладения. Исходя из изложенного, на сегодняшний день, отсутствует необходимости организации централизованного водоснабжения на данной территории. Положения законодательства предусматривают мероприятия по водоснабжению при наличии централизованного водопровода, в связи с чем при отсутствии водопровода орган местного самоуправления обязан обеспечить население водоснабжением в силу п. 4 ч.1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» соответствующего качества, при этом способ обеспечения водоснабжения орган местного самоуправления выбирает самостоятельно. Решением Совета депутатов <адрес> от 27.12.2022г. № «О бюджете <адрес> на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов» на 2023 г., предусмотрено выделение 1500 тыс. руб. на реализацию мероприятий по прохождению государственной экспертизы по строительству скважины с водоочисткой в д.Антоново и разработка проекта на строительство скважины с водоочисткой в д. Антоново за счет местного бюджета на 2023год. Также в 2022г. в Ордынский районный суд Истцом было подано заявление с аналогичными требованиями к администрации <адрес> (дело №а-736/2022). Решением суда от 21.06.2022г. в удовлетворении требований отказано в полном объеме, коллегией по административным делам Новосибирского суда решение Ордынского районного суда оставлено без изменений, апелляционную жалобу Кирноса А.А. без удовлетворений. Действительно, д. Антоново и <адрес>-Алеус расположены территориально рядом друг с другом так, что у них есть даже общие улицы.

Представитель заинтересованного лица — администрации С. С. совета Ордынского района Новосибирской области в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела, в заявлении просил дело рассматривать в его отсутствие.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно п.4 ч.1, ч. 3, 4 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся: организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, а также к вопросам местного самоуправления поселения: организация в границах поселения водоснабжения населения.

Согласно п. 2 ст. 23 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» органы местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.

В ч. 1 ст. 41, ст. 42 Конституции РФ закреплены права каждого на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Одним из основных условий реализации указанных прав является соблюдение Федерального закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

В соответствии со ст. 11 ФЗ РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» определено, что юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц. В соответствии со ст. 2 Ф3 РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» одним из основных средств обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения является обязательное соблюдение юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности. Согласно п. 3 ст. 39 Ф3 РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Согласно ст. 19 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства.

Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.

На основании п. 17 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги.

В соответствии с п. 31 Правил исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.

Гигиенические требования к качеству питьевой воды и правила контроля качества воды, производимой и подаваемой централизованными системами питьевого водоснабжения населенных мест установлены разделом III СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».

Исходя из п.п. 1, 2, 5 ст. 4 Закона «О защите прав потребителей» и пп. а) п. 33 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354, потребитель имеет право на то, чтобы ему предоставлялись коммунальные услуги в полном объеме и надлежащего качества, соответствующие обязательным требованиям. Потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращения причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке. При предоставлении потребителю коммунальной услуги ненадлежащего качества размер платы за такую коммунальную услугу за отчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги (п.98 Правил № 354).

Исполнитель жилищно-коммунальных услуг обязан в соответствии с п. 123 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354, предоставлять потребителю коммунальные услуги надлежащего качества, безопасные для его жизни, здоровья и не причиняющие вреда его имуществу, в соответствии с требованиями законодательства, Российской Федерации, настоящими Правилами и договором; принимать своевременные меры по предупреждению и устранению нарушений качества этих услуг, повышать их потребительские свойства.

Согласно информации Управления Роспотребнадзора по НСО от 25.05.2022 д. Антоново и с. Усть-Алеус Ордынского района отсутствует централизованное водоснабжение населения и общественные нецентрализованные водоисточники.

Согласно указанной информации Управления Роспотребнадзора по НСО, а также протоколам лабораторных исследований Роспотребнадзора 01.04.2019 вода из скважины дома 200 по ул. Кириллова д. Антоново не соответствует СанПиН 2.1.4.1175-02 и ГН 2.1.5.1315-03 по мутности (2,18 мг/л при норме 1,5-2,0 мг/л), общей жесткости (10,5 мг-экв/л при норме 7-10 мг-экв/л) и содержанию железа (4,25 мг/л при норме не более 0,3 мг/л); 01.04.2019 вода из скважины дома 174 по ул. Кириллова д. Антоново не соответствует СанПиН 2.1.4.1175-02 и ГН 2.1.5.1315-03 по мутности (4,51 мг/л при норме 1,5-2,0 мг/л), общей жесткости (15,8 мг-экв/л при норме 7-10 мг-экв/л) и содержанию железа (4,63 мг/л при норме не более 0,3 мг/л); 31.03.2020 вода из скважины дома 200 по ул. Кириллова д. Антоново не соответствует СанПиН 2.1.4.1175-02 и ГН 2.1.5.1315-03 по мутности (2,33 мг/л при норме 1,5-2,0 мг/л), общей жесткости (11,1 мг-экв/л при норме 7-10 мг-экв/л) и содержанию железа (3,71 мг/л при норме не более 0,3 мг/л); 01.04.2020 вода из скважины дома 194 по ул. Кириллова д. Антоново не соответствует СанПиН 2.1.4.1175-02 и ГН 2.1.5.1315-03 по содержанию железа (0,65 мг/л при норме не более 0,3 мг/л); 01.04.2020 вода из скважины дома 61 по ул. Зеленая д. Антоново не соответствует СанПиН 2.1.4.1175-02 и ГН 2.1.5.1315-03 общей жесткости (11,85 мг-экв/л при норме 7-10 мг-экв/л) и содержанию железа (1,11 мг/л при норме не более 0,3 мг/л); 25.11.2020 вода из скважины дома 221 по ул. Кириллова д. Антоново не соответствует СанПиН 2.1.4.1175-02 и ГН 2.1.5.1315-03 по общей жесткости (10,6 мг-экв/л при норме 7-10 мг-экв/л) и содержанию железа (0,87 мг/л при норме не более 0,3 мг/л); 25.11.2020 вода из скважины дома 269 по ул. Кириллова д. Антоново не соответствует СанПиН 2.1.4.1175-02 и ГН 2.1.5.1315-03 по общей жесткости (10,05 мг-экв/л при норме 7-10 мг-экв/л) и содержанию железа (1,06 мг/л при норме не более 0,3 мг/л).

Таким образом, в судебном заседании установлено, в д. Антоново и с. Усть Алеус Спиринского Сельского совета Ордынского района отсутствуют централизованное водоснабжение населения, а также общественные нецентрализованные водоисточники (общественные колонки на улицах). Жители данных населенных пунктов для водоснабжения используют только личные водозаборные колонки, расположенные на придомовых территориях. Вода в данных колонках периодически не соответствует требованиям раздела III СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (ранее — СанПиН 2.1.4.1175-02), меры по обеспечению населения водой в виде организации подвоза воды питьевой воды не принимаются. С учетом приведенных протоколов лабораторных исследований суду не предоставлены доказательства того, что потребляемая вода из личных колонок соответствует требованиям раздела III СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», иск подлежит удовлетворению.

Указанные нарушения нарушают права населения указанных населенных пунктов на качественное водоснабжение, пригодное для питьевых нужд. При этом истец, являясь жителем д. Антоново, предъявляет также требование в отношении с. Усть-Алеус, жителем которого не является, однако требования в отношении д. Усть-Алеус также подлежат удовлетворению, так как территориально данные села расположены близко к друг другу таким образом, что имеют общие улицы.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ,

р е ш и л:

Обязать администрацию Ордынского района обеспечить население д. Антоново и с. Усть-Алеус Ордынского района Новосибирской области питьевой водой надлежащего качества, соответствующей требованиям раздела III СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» и в объеме, необходимом для удовлетворения физиологических и бытовых нужд.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Новосибирского областного суда через Ордынский районный суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательном виде.