Общество

Виктор Коротков: о кадровом голоде, уровне зарплат и переработках в сельских МУПах Новосибирской области

Кратко

Депутат Совета депутатов Колыванского района от партии «Справедливая Россия — за правду», много лет трудящийся в сфере пассажирских перевозок, рассказал об основных проблемах отрасли на селе и предложил несколько мер по её выводу из «пике». Важнейшей из них может стать […]

Депутат Совета депутатов Колыванского района от партии «Справедливая Россия — за правду», много лет трудящийся в сфере пассажирских перевозок, рассказал об основных проблемах отрасли на селе и предложил несколько мер по её выводу из «пике». Важнейшей из них может стать возможность бесплатного обучения молодёжи на базе техникумов на нужные для области водительские права категорий С и D:

«Самый главный вопрос во всех МУПах – как Колыванского района, так и других районов области – это зарплата водителей. Зарплаты там низкие, а кандидатов на должности водителей «днём с огнём не сыщешь».

Проблема с самим транспортом – с подвижным составом, запчастями для него и техобслуживанием – сегодня не так остра, как кадровый голод. Средний возраст водителей, например в нашем Колыванском районе, на сегодня около 50 лет. При этом практически у каждого из шоферов сельских МУПов имеются переработки из-за дефицита кадров, а в Новосибирске люди вообще работают сильно больше 8-ми часов в день.

Это, кстати, ещё один сдерживающий фактор притока кадров в отрасль. Когда молодой человек приходит устраиваться водителем в МУП, а ему сообщают, что за баранкой придётся проводить много времени и работа его ждет напряженная, потому что водителей в организации уже огромный некомплект и он должен сходу без адаптации влиться в ритм остального коллектива. А для этого у молодого человека, только начинающего трудовой путь, слишком мало мотивации, в том числе из-за низкого уровня водительских зарплат в сельских районах.

Примерно через пять лет порядка 10% водителей уйдут на пенсию по старости и что тогда станет с маршрутами? Непонятно. Потому что «новой крови» туда не вливается вообще. Если не брать в расчёт переработки, водитель в районном МУПе ежемесячно получает на руки примерно 35 000 рублей. Чуть больше кассира в сетевых магазинах или оператора на телефоне в контактных центрах… И при этом отвечает за автобус и безопасность всех его пассажиров.

Я думаю, что выходом из положения может стать возвращение в райцентры бесплатного обучения по областным целевым программам для водителей на категории C и D – управление грузовиками и автобусами. С финансированием из областного бюджета.

Чтобы студент приходил в сельскохозяйственный техникум с желанием работать на грузовике или автобусе и выходил из него уже с какими-либо правами, которые нужны его району. Такая мера позволила бы иметь в сельской местности солидный кадровый резерв для замещения необходимых вакансий. Да и в Новосибирске поспособствовала бы устранению дефицита водителей автобусов за счёт кадров из области.

Сегодня мы, конечно, тоже можем получить водительские права. Но всё обучение только за деньги. А где сельскому студенту их взять? Да и условия труда оставляют желать лучшего. Вот и нет кадров… Так что совершенно точно, нужно возвращать в сельскохозяйственные техникумы бесплатное обучение на права. Как минимум, двух вышеназванных категорий.

В масштабах государства это затраты не такие уж большие, но крайне значимые социально. И для мегаполиса, и для сёл. Ведь помимо маршрутных автобусов эти водители смогут сесть на спецтехнику, те же самосвалы-снеговозы, на школьные автобусы и т.п. Смогут сформировать положенные 2-3 смены водителей, чтобы соблюсти режим труда и отдыха, снизить аварийность.

И обязательно должны вводиться дополнительные меры удержания водителей в сельских районах области – повышение уровня зарплат в МУПах, какая-нибудь льготная ипотека или компенсация части стоимости жилья для водителей, отработавших 10 лет. Конечно, какой-то процент водителей всё равно уедет из сёл в Новосибирск, но их не будет много.

Не стоит забывать и о качестве предоставляемых услуг. Обучив своих водителей, мы можем вывести с рынка мигрантов, которые здесь «каждый день как на войне» – часто нарушают правила перевозки пассажиров и правила дорожного движения – всё ради максимальной прибыли, которую затем выводят к себе на родину. А российские водители всё заработанное оставляют в нашей же экономике. Да и пассажиры им люди не чужие, а свои соотечественники, которых они лишний раз риску подвергать не будут».