Идите в баню!
Кратко
За последние два года ордынская общественная баня часто расстраивала своих постоянных посетителей. Пришедших попариться встречало объявление на двери: «закрыто». Сначала причиной была пандемия коронавирусной инфекции и связанные с ней ограничения. Затем – ремонт, во время которого баню газифицировали. В начале […]
За последние два года ордынская общественная баня часто расстраивала своих постоянных посетителей. Пришедших попариться встречало объявление на двери: «закрыто». Сначала причиной была пандемия коронавирусной инфекции и связанные с ней ограничения. Затем – ремонт, во время которого баню газифицировали. В начале года работу бани приостановили по итогам проверки Роспотребнадзора, после которой здесь снова начали ремонт. Даты открытия все время сдвигали, в редакцию «Ордынской газеты» возмущенные жители писали гневные письма. Были даже предположения, что любимое место отдыха не откроют никогда, здание снесут и построят на этом месте многоквартирник. Не снесут. Ордынскую общественную баню просто невозможно закрыть.
Татьяна Рымаренко родом с Дальнего Востока. Более 25 лет назад она приехала в Ордынское и пришла работать на предприятие коммунального сервиса диспетчером по выпуску автомашин на линию. Выдавала путевые листы, фактуры на заправку топливом, вела документацию. Время было сложное, зарплаты небольшие. Татьяна Николаевна взялась за подработку – в общественную баню был нужен кассир с исполнением обязанностей заведующего.
— Мне понравилась и сама работа, и график, – вспоминает Татьяна Рымаренко. — Тогда работали с 12 часов, можно было спокойно до ухода на работу отправить детей в школу.
Тогда и само здание было совсем новым, баня пользовалось огромной популярностью. За смену – три дня – «мыли» до 700 человек. Пятница была зарезервирована для школы-интерната, в субботу и воскресенье двери открывали для всех желающих. Понедельник – день генеральной уборки.
Работали втроем, на износ, рук не хватало. Сегодня в штате кроме заведующей две банщицы (их вотчина – моечные и парильные отделения) и две уборщицы, отвечающие за порядок в раздевалках и фойе.
Спустя два десятка лет порядок почти не изменился. Рабочая неделя начинается в четверг. До открытия протирают пыль, потом в течение времени работы каждый час убираются в парных, раздевалках и моечных. По необходимости, если много посетителей, убирают чаще. В конце дня снова моют лавки, тазы, а в понедельник нужно отмыть абсолютно всё, от потолка до пола.
Даже во времена «расцвета», когда баню посещало очень много людей, через какое-то время почти каждого знали в лицо. Посетители здоровались на улице. Большинство из них были пенсионеры, но были и любители пара помоложе.
— У нас очень хорошие парные, – рассказывает Татьяна Николаевна. — Поэтому к нам часто приходили посетители обеспеченные, у многих были собственные бани, но поход сюда они рассматривали как встречу в клубе по интересам: не только помыться-попариться, но и пообщаться.
Коллектив работников бани за прошедшее время поменялся. Заведующая отмечает, что подобрать персонал достаточно сложно. Здесь старались не принимать случайных людей, соглашались совмещать, пока не найдутся надежные.
Вот уже несколько лет здесь трудится устоявшийся коллектив — банщицы Надежда Корчевная и Елена Морозова, уборщицы Светлана Делигодина и Ольга Сейдурова.
— Они молодцы, – говорит Татьяна Николаевна. — Каждая знает свою работу, а мне не надо, как другим начальникам, стоять «над душой», подгонять. Добросовестно относятся к обязанностям.
Однако с каждым годом баня теряет посетителей. Виной тому, в том числе повышение цен. Когда стоимость билета для пенсионеров подняли со 100 рублей до 200, а для всех остальных до 250, ряды любителей попариться поредели.
— Не такие уж у наших клиентов высокие доходы, – констатирует Татьяна Рымаренко. — Для многих повышение стало слишком ощутимым. Кто-то перестал приходить вовсе, кто-то из экономии приходил в два раза реже, пропуская неделю. И это повышение стоимости было три года назад. А в последнее время вообще стало очень мало посетителей. Ремонты регулярно делаем, в бане все хорошо и парная замечательная, а желающих все меньше. Повлияла и пандемия. Баня то открыта, то закрыта, если закрыта, то надолго, а это – снова потеря клиентов: люди находят другие места, где можно попариться, у друзей, родственников.
В начале этого года баню закрыли после проверки Роспотребнадзора, выявили недостатки. Кроме отвалившейся в нескольких местах кафельной плитки, в помещениях не обнаружили требуемых теперь рециркуляторов воздуха. Рециркуляторы не поставили, потому что в помещениях бани запрещены электрические розетки – здесь влажно. Альтернативой считали мощную систему вентиляции, которую включают раз в час на 10-15 минут, и застоя воздуха нет. Сразу после закрытия начали ремонт. На этот раз не косметический, а капитальный.
Полностью переделали парные: всё разобрали, сварили металлическую основу под полки, обшили заново вагонкой, поменяли электрические каменки на газовые. В моечных отделениях положили плитку, заменили трубы и радиаторы отопления, заштукатурили потолок. В раздевалках обновили плитку, покрасили стены; в женском отделении установили пластиковые окна. Еще в прошлом году в рамках программы инициативного бюджетирования баню газифицировали.
Сейчас баня готова к приему посетителей, но пока еще не привезли горелки для газовых каменок.
— Люди ждут открытия, – говорит заведующая. — Встречая на улице, спрашивают, когда же откроется баня? А мне даже заранее немного обидно. Народу снова будет мало, а ремонт-то сделан колоссальный!
В ремонт действительно вложили значительные средства. И администрация поселка, и руководство Ордынского жилищно-коммунального сервиса не планируют закрывать или ликвидировать баню. Даже несмотря на убыточность, которая за прошлый год оказалась более двух миллионов рублей. Все потому, что наша баня – стратегический объект гражданской обороны. В определенных неприятных ситуациях она превратится в санитарно-обмывочный пункт. Значит, закрытия ее можно не опасаться. А поддержать посещением можно и нужно!