Наш район Общество

Поговорим на разных языках

Кратко

Александр ПРИВИЗЕНЦЕВ. Фото автора Как укрепить дружбу народов, показать культурные различия, рассмотреть особенности каждого этноса в отдельности? Фестиваль «Поговорим на разных языках» собрал на сцене Новошарапского Дома культуры творческие коллективы из Ордынского, Усть-Луковки, Верх-Чика, Верх-Ирмени, Филиппово, Козихи и Нового Шарапа. […]

Александр ПРИВИЗЕНЦЕВ. Фото автора

Как укрепить дружбу народов, показать культурные различия, рассмотреть особенности каждого этноса в отдельности? Фестиваль «Поговорим на разных языках» собрал на сцене Новошарапского Дома культуры творческие коллективы из Ордынского, Усть-Луковки, Верх-Чика, Верх-Ирмени, Филиппово, Козихи и Нового Шарапа.

О русских традициях встречи гостей рассказал коллектив Ордынской Центральной библиотеки совместно с учениками школы №3.

Оригинально представил казахскую культуру коллектив из Нового Шарапа, разыграв на сцене небольшое театрализованное представление. По сюжету хозяйка дома принимает гостей в соответствии с национальными обычаями, а ведущая комментирует действие.

Казахи испокон веков славились своим гостеприимством. «Гость приходит – счастье в дом с собой приводит». Эта казахская поговорка содержит глубокий смысл традиции. Гостей встречали щедрыми угощениями и устраивали настоящий праздник по поводу их прихода. Считалось: если гость уйдёт невеселым, то заберёт из этого дома счастье.

Гостя на пороге дома казаха ждёт удивительная традиция. Всевозможные сладости, конфеты кидают ему навстречу. Называется это «шашу». Такой обряд символизирует достаток, сладкую жизнь, изобилие и удачу. Примечательно, что если конфеты не удалось поймать, их нужно собрать и унести с собой: по поверьям ты уносишь с собой «изобилие». Эту традицию очень любят дети, а осыпанием занимаются женщины.

Во время встречи принято рукопожатие обеими руками, с улыбкой. Женщине мужчинам руки пожимать нельзя, это запрещено религиозными мусульманскими взглядами. Достаточно просто поздороваться. Также проявлением особого уважения к гостю считается омовение рук из чайничка и тазика.

Традиции казахского народа, показывающие гостеприимство, связаны с угощением гостя. Накрывали небольшой круглый стол — дастархан. За ним гости вместе с хозяевами сидят на полу, это старинная мусульманская традиция. Для удобства сидения на полу стелятся «корпе» — лёгкие, подобные матрасам, дорожки шириной до 80 см. Такие лоскутные изделия распространены среди казахов. Им в старину приписывались магические свойства. Считалось, что вещи из многих мелких кусочков ткани способствуют тому, чтобы у их обладателя было много потомства, плодился скот, умножалось имущество. Также для удобства сидения используются подушки, подкладываемые под локти и спину.

Перед застольем соблюдали определенные правила: как рассадить гостей. Первым к столу приглашали самого почтенного гостя. Его усаживали напротив входа в дом – тер. Остальных рассаживали согласно их роли и значимости в семье. Мужчины с одного края, женщины – с другого. Хозяева за стол садились последними. Отличительные черты казахского стола (дастархана) –  щедрость и богатства.

До основного блюда гостям подавали кумыс (кисломолочный напиток из кобыльего молока). Его пили не спеша за долгими разговорами. Когда наступала очередь мяса, самый уважаемый гость произносил пожелание (бата), благословляя дастархан. За столом следовало вести себя прилично и деликатно. Нельзя было тянуться за едой, ругаться, чавкать или же есть левой рукой.

После трапезы гостю в пиале подают горячий бульон (сорпа), приговаривая при этом «Ет етке, сорпа бетке». Это старая казахская пословица переводится, как «Мясо к телу, бульон к красоте».

После мяса казахи пьют чай. Для них важно не только поставить на стол лучшие яства, но и красиво украсить трапезу. Обязательно к чаю должны быть сливочное масло, варенье, сахар, сухофрукты, орехи, конфеты, печенье и другие сладости.

Казахи традиционно предпочитают пить черный чай. В наши дни его называют «красненьким» (кызыл шай). Слово «красный» указывает не на цвет чайных листьев, а на цвет заварки и на цвет чая после добавления его в молоко: он должен быть не белесым, а красным, то есть крепким. Заварку не только заливают кипятком, но и кипятят, «томят», поэтому предпочитают заваривать чай в металлических чайниках. Считается, что чай, приготовленный на углях, очень вкусен. Подать такой напиток гостям – выказать им уважение. Воду традиционно кипятили в самоварах, которые появились у казахов вместе с чаем. Напиток из самовара считается «почетнее», чем из простого или электрического чайника. Хозяева все время следят, чтобы пиала гостя не была пустой. Гость никогда не наливает себе чай —только хозяева, они ухаживают. Существует несколько способов показать, что ты уже напился: перевернуть чашку на блюдце, положить пиалу на бок; положить ложку в пиалу или сверху на ободок чашки. Но даже когда гость даст понять, что больше не хочет чаю, хозяева обычно уговаривают его выпить еще.

По традиции пиалу не положено наливать до краев: чем меньше чая наливают в чашку, тем больше уважения оказывается гостю. Значит, чаще подливают, и у гостя всегда горячий чай. Перед тем как встать или выйти из-за стола, все приглашенные благодарят хозяев дома за гостеприимство, пожимают им руки и тепло прощаются, желая всего наилучшего.

Одна из самых популярных и устойчивых традиций в казахском гостеприимстве – это саркыт (гостинцы, которые раздают после окончания застолья). Саркыт – проявление уважения к каждому, кто приходит в гости, признак благодарности. Дать близкому саркыт – это разделить с ним радость и счастье, поделиться теплом и заботой.

В завершение выступления ученик Усть-Луковской школы Ахат Садыков исполнил зажигательную казахскую песню.

С обычаями и традициями Украины познакомили зрителей коллективы из Верх-Чика, Верх-Ирмени и Берёзовки. В роли ведущих выступили подростки, одетые в украинскую национальную одежду.

По древнему обычаю хлеб-соль подносили дорогим гостям в знак глубокого уважения. Чаще всего с угощением встречает хозяйка, которая сама пекла хлеб. Вышитый рушник – стародавний оберег дома. Считалось, что узор вышивки оберегает от беды и защищает от болезни. Красный цвет символизирует счастье и любовь, а чёрный  – печаль. На Украине рушникам всегда придавалось важное символическое значение, это обязательный атрибут каждого праздника.

Украинская кухня и гостеприимство – неотъемлемые части культурных традиций. Гостям всегда были рады, делились с ними последним. Ассортимент блюд этой кухни обширен. Самый знаменитый – борщ с пампушками, чесноком и кусочком сала. Наиболее распространенное блюдо – вареники, вариантов приготовления которых бесчисленное множество. В качестве начинки туда идут овощи (картошка, капуста и т.д.), ягоды, мясо, творог. И всё это обильно сдабривается сметаной.

Мастер-класс по плетению венка из березовых веточек, цветов и ленточек провела Ирина Фролова. Светло-коричневая лента – символ земли-кормилицы, жёлтая – символ солнца, а за ними светло-зелёная – символ красоты и молодости. Голубая и синяя ленточка – символы неба и воды, они дают силу и здоровье. Потом в венок вплетаются оранжевая ленточка (символ хлеба) и фиолетовая (символ мудрости человека). Затем идёт малиновая (символ душевности, искренности) и последняя – розовая (символ достатка).

Венок вручали мужчинам как оберег, если они шли на войну, Для изготовления такого оберега в венок вплетали чеснок, лук, ленты, хлебные колосья, сладости, кольца, особые магические травы. Бытовало поверье, что прибитые на дверях веночки обеспечивают всей семье здоровье на целый год.

Коллектив из Верх-Ирмени провёл с юными зрителями викторину на знание произведений Николая Гоголя, который посвятил немалую часть творчества описанию Украинского быта.

О цыганской культуре ярко поведали коллективы из Козихи и Филиппова. У цыган нет своей страны. Их можно встретить во всех уголках планеты, включая Россию. Культура эта разнообразна и богата, это связано как раз с их широким распространением.

У цыган есть свои символы – герб, флаг и гимн. В качестве герба цыгане используют ряд узнаваемых символов: колесо кибитки, подкову, колоду карт. Их флаг разделён на две горизонтальные полосы. Верхняя синяя символизирует небо, нижняя зелёная – траву и поля. В центре – красное восьмиспицевое колесо, которое символизирует дорогу и «вечное кочевье духа». Красный цвет колеса – цвет крови, пролитой цыганами в борьбе с фашизмом во время Великой Отечественной войны.

  Гордость цыган – артисты, музыканты, актёры. Их образы вдохновляли поэтов, композиторов, художников, режиссёров на создание великих произведений. Очень интересно было наблюдать, как настоящая цыганка гадала всем желающим по руке, в шутливой форме предсказывая судьбу.

В завершение фестиваля ведущая из Новошарапской библиотеки Жанна Жунусова поблагодарила участников и напомнила:

– У каждого народа есть что-то своё – интересное и характерное. Давайте же познавать и изучать культурные традиции народов нашей России, давайте понимать друг друга и дружить!

Живут в России разные народы с давних пор.

Одним Тайга по нраву, другим степной простор.

У каждого народа язык свой и наряд.

Один черкеску носит, другой надел халат.

Один – рыбак с рождения, другой – оленевод.

Один кумыс готовит, другой готовит мёд.

Одним милее осень, другим милей весна.

А Родина – Россия у нас у всех одна!

Добавить комментарий