Женское мужество
Кратко
Нищее детство в гнилом бараке по соседству с урками, война с озверевшей мафией в 90-е и 30 лет службы – такова женская доля «Почётного работника прокуратуры России» Тамары Соловьёвой. Жажда справедливости В семье Тамары Николаевны юристов не было. Мама работала […]
Нищее детство в гнилом бараке по соседству с урками, война с озверевшей мафией в 90-е и 30 лет службы – такова женская доля «Почётного работника прокуратуры России» Тамары Соловьёвой.
Жажда справедливости
В семье Тамары Николаевны юристов не было. Мама работала начальником почтового отделения, а папа фронтовик ушел из жизни, когда ей было всего 11 лет. Семья жила в маленьком посёлке рядом с колонией-поселением в окружении уголовников. Криминальные разборки, поножовщина, грабежи и убийства были в порядке вещей.
– Чаще всего доставалось слабым и беззащитным, – вспоминает Тамара Николаевна. – Я смотрела на это детскими глазами и страдала от собственной беспомощности, невозможности восстановить справедливость. Даже сейчас детство вспоминаю с грустью, условия жизни очень уж не были похожи на современный уровень. Отстроенный наспех спецпоселок, не имеющий в то время даже названия, представлял собой холодные и неуютные бараки. В многочисленных комнатах по обе стороны коридора проживали и те, кто отбывал уголовное наказание и семьи тех, кто их охранял. Дощатые «удобства», разумеется, во дворе. Воду на бытовые нужды носили из реки на коромыслах, там же полоскали белье, поили домашний скот. Современному человеку даже представить себе такие условия жизни сложно, а тогда люди не только выживали, но и учились, работали, восстанавливали разрушенное Великой Отечественной войной государство.
Жажда справедливости толкнула Тамару Соловьёву на путь борьбы со злом. После окончания школы она поступила на заочное отделение в Свердловский юридический институт. Во время учёбы работала корреспондентом в районной газете Ново-варшавского района Омской области.
– Такой вариант трудоустройства даже и не планировала, однако после участия в конкуре сочинений выпускников была приглашена на собеседование к редактору газеты и, неожиданно для себя, оказалась на журналисткой стезе, – делится Тамара Николаевна. – Работать было интересно, хотя и очень сложно. Бесконечные разъезды по всему району, причем на общественном транспорте, который был представлен несколькими допотопными автобусами, колесящими по бездорожью, гостиницы практически отсутствовали. Компенсировалось все это встречами с интересами людьми, возможность видеть с каким энтузиазмом и надежной на светлое будущее люди жили и трудились на благо своей страны и личного благополучия в частности. Однако жизненные планы у меня были иные, не связанные с журналистикой.
Получив высшее образование, работала юристом на электродном заводе Чистоозерного района в Новосибирской области, затем в управлении сельского хозяйства. В феврале 1977 года была принята в органы на должность помощника прокурора того же Чистоозерного района.
Свой первый рабочий день в прокуратуре Тамара Николаевна помнит до сих пор.
– Даже во что одета была в тот момент четко представляю, поскольку ситуация для меня оказалась по-настоящему стрессовой. Прокурор направил меня на место происшествия, в связи с обнаружением трупа в лесопосадке для осмотра и составления соответствующих документов. Труп был не криминальный, соответственно особых знаний и большого опыта для того, чтобы разобраться с ситуацией не требовалась, вот меня и отправили на «боевое крещение». Я очень волновалась и нервничала, да и с трупами до этого особо не приходилось встречаться, поэтому в протоколе осмотра подробно описала, как мне казалось, женщину, а под миловидной внешностью, пышной шевелюрой на голове и спортивной одеждой оказался мужчина. Об этом мне сообщил не без ехидства подъехавший судебно-медицинский эксперт к восторгу находящихся здесь же сотрудников милиции уже понявших курьезность ситуации. В тот момент мне казалось, что карьера правоохранителя закончилась, так и не начавшись, но всё обошлось.
А вот первый судебный процесс в роли государственного обвинителя Тамара Николаевна не помнит, поскольку к тому времени уже освоилась на работе и акцентировала свое внимание не на эмоциях, а на сути дела.
Шапка по Сеньке
13 мая в 1983 году Тамару Соловьёву назначили прокурором Ордынского района. Тридцатидвухлетняя женщина сменила опытного фронтовика Ивана Силакова. Все члены районной прокуратуры были значительно старше её по возрасту. Помощник прокурора Май Чеверин, например, участвовал в Великой Отечественной войне и имел ряд наград за боевые подвиги.
«Не по Сеньке шапка» – так считали Герой Социалистического Труда Юрий Бугаков, Заслуженный работник сельского хозяйства СССР Петр Хмелевский, прославленный директор совхоза «Красноярский» Виталий Сергеев и подавляющее большинство жителей Ордынского района. На первых порах молодому прокурору не хватало знаний и опыта в работе. Возникали проблемы во взаимоотношениях с руководителями предприятий и организаций района.
– Однако, опыт, как известно, дело наживное, – повествует Тамара Николаевна. – Довольно быстро удалось наладить со всеми деловые, а с некоторыми даже дружелюбные отношения, причем не в ущерб требованиям служебного долга. Работать приходилось много, при этом особенно мне нравились выходные и праздничные дни. Именно в это время можно было спокойно, не отвлекаясь разобраться со скопившимися документами, наметить планы мероприятий на ближайшие дни, обратить внимание на возникшие проблемы. У работника прокуратуры нет возможности оставить служебные дела за дверью кабинета. Мысли, переживания, всевозможные недоделки не оставляют в покое. А до создания Следственного комитета России о нём и вовсе можно было не мечтать! Круглосуточные звонки из дежурной части РОВД, постоянные выезды на места происшествий и участие в общественных мероприятиях района. Но как-то справлялись.
Со временем молодой прокурор заслужил доверие граждан. Этому способствовала поддержка и взаимовыручка опытных коллег.
– Коллектив прокуратуры Ордынского района был очень сплоченным и способным решать поставленные задачи по укреплению законности, – рассказывает Тамара Николаевна. – У каждого были свои обязанности в соответствии с приказом прокурора района, но никому и в голову не приходило заявить «это не моё». Взаимозаменяемость и поддержка в случае необходимости было железным правилом в коллективе. Если намечалась какая-то проверка со стороны вышестоящей прокуратуры, или возникал «завал» на каком-то конкретном надзоре, будь то следствие или дознание, соблюдение прав человека и юридических лиц, весь коллектив мобилизовался и решал возникшие проблемы. Не считаясь с личным временем, все добросовестно проводили проверки, заполняли учетные журналы, оформляли наряды и отказные материалы доследственных проверок. Трогательно было видеть, как все старались выполнять то, что и в обязанности то не входило. При этом следует отметить, что такое положение дел по-особенному дисциплинировало каждого работника. Одно дело, когда руководство указывает на недостатки в работе, а совсем другое, когда коллега высказывает замечание «Что не мог это своевременно сделать? Почему за тебя другие должны работать?» И я видела, что такой своеобразный воспитательный момент давал больше результата, чем нравоучения руководства.
Око государево
Сила закона зависит от умения прокурора сплотить вверенный коллектив и организовать должным образом работу на всех участках. По глубокому убеждению Тамары Соловьёвой главное – искренне любить и уважать подчиненных независимо от их возраста, профессиональных качеств и личностных особенностей. К каждому необходимо искать индивидуальный подход, поскольку не ко всем подойдут одни и те же требования. Руководствуясь методом «кнута и пряника» в воспитательных целях, Тамара Николаевна старалась больше поощрять подчинённых, особенно молодых, начинающих свой нелегкий профессиональный путь.
– Когда в прокуратуру приходят молодые люди, они растеряны, не знают с чего начинать и, зачастую, не уверены в своих силах, – поясняет она. – Хуже того, не зная как себя вести в коллективе, позволяют себе совершенно неуместные капризы и истерики. Однажды наш коллектив пополнился молодой, неопытной помощницей прокурора, на которую с первых дней обрушился большой объем работы. Через неделю она вошла в мой кабинет, бросила бумаги на стол и заявила «я не буду это проверять, я не знаю, как это делать!». И после такого многообещающего заявления демонстративно вышла. Весьма озадаченная я сидела и соображала, как же мне с ней работать, ну не писать же рапорт о дисциплинарном наказании в первые же дни. О принятом решении в дальнейшем ни разу не пожалела. Дав время успокоиться, зашла уже к ней в кабинет, помогла вытереть не только слезы и спокойно объяснила, как нужно организовать и провести общенадзорную проверку, каким образом достичь реального положительного результата. Говорить старалась не начальственным тоном, а вполне по-матерински, доброжелательно. Через некоторое время эту помощницу прокурора было не узнать, появились уверенность и желание работать, постепенно приобретался профессиональный опыт и сейчас она по-прежнему работает в прокуратуре и весьма успешно продвигается по служебной лестнице. А могло сложиться все иначе.
По наблюдениям Тамары Николаевны, жалобы в прокуратуру имеют отношение к соблюдению трудового законодательства, еще чаще к жилищно-коммунальным проблемам, соблюдению прав граждан в ходе следствия и дознания. Зачастую обращения являются обоснованными и по результатам проверок по ним принимаются меры прокурорского реагирования. Благодаря вмешательству прокуратуры допускаемые нарушения законности выявляются, а граждане получают реальную защиту своих прав и интересов.
– Если говорить о конкретных примерах, то следует упомянуть существующую ранее сложную ситуацию с несвоевременной выплатой заработной платы на некоторых предприятиях, – вспоминает Тамара Николаевна. – Переоценить эту проблему невозможно, ее решение требует использования любых действенных мер, в том числе и предъявление прокурором исков о взыскании зарплаты в судебном порядке. И таких исков в Ордынском районе были сотни, все они удовлетворялись судом и решения исполнялись реально.
90-е
При Тамаре Соловьёвой в стране строились грандиозные объекты, такие как БАМ и ГЭС, осваивались целинные земли в Сибири и Казахстане, полетели первые космические корабли. Особое внимание уделялось патриотическому воспитанию молодежи. Большой честью считалось носить пионерский галстук или комсомольский значок и настоящей трагедией считалось для виновного, если за серьезный проступок его исключали из пионерской организации или комсомола.
Но шло время, моральные ценности менялись. Хуже того, катаклизмы случались и на государственном уровне, что не могло не сказываться на соблюдении законности и прав конкретного человека. Особенно сложное положение складывалось в пресловутые 90-е годы. Законы не успевали меняться с учетом происходящих изменений в экономике, да и политике тоже. Беспристрастная статистика свидетельствовала о том, преступность достигла небывалых размеров.
Пользуясь несовершенством законодательства, ушлые дельцы срочно «прихватизировали» предприятия с единственной целью наживы. Организация производства продукции, интересы трудовых коллективов их интересовали меньше всего. Появились проблемы с налоговыми, пенсионными и иными отчислениями. По несколько месяцев не выплачивалась заработная плата, не перечислялись алименты на содержание несовершеннолетних детей. На задворках оказалась забота о социально незащищенных лицах, особенно страдали пенсионеры, инвалиды, несовершеннолетние, оставшиеся без родителей. Например, сиротам не предоставлялось жилье при достижении 18-летнего возраста, возникали проблемы с предоставлением льгот.
К началу рабочего дня у двери прокуратуры Ордынского района стояли толпы возмущенных граждан, требующих навести порядок. Хуже того, был зарегистрирован небывалый подъем активности преступников, промышляющих разбоями, грабежами, что создавало реальную угрозу для жизни и здоровья граждан. Дошло до того, что в ночное время суток опасно было выезжать на трассу, да и днем немногим спокойнее. Особенно страдали дальнобойщики и другие водители, перевозившие всевозможные грузы, в том числе и товары народного потребления.
Преступники поделили трассу на участки и ожидали очередную жертву в надежде на легкий заработок. Скучать им не приходилось: движение транспортных средств и тогда было оживленным. Ситуация начала выходить из-под контроля. Тогда законодатели спохватились и внесли изменения, связанные с задержанием так называемых рэкетиров. Это облегчило работу правоохранительных органов.
– В решении обозначенной проблемы хочется подчеркнуть роль районного отдела милиции, возглавляемого в то время Николаем Радько, – уточняет Тамара Николаевна. –Были приняты конкретные меры, организованы постоянные рейды. Преступники задерживались десятками, в придорожных кюветах обнаруживались улики преступлений, выбрасываемые во время преследования и задержания рэкетиров. Вскоре среди любителей легкой наживы распространился слух, что на территории Ордынского района не стоит появляться, слишком рискованно, и ситуация нормализовалась.
Для участников организованных преступных группировок в 90-е годы наш район занимал особое место: рядом с Новосибирском, красивая природа, много баз отдыха. Сюда и ехали для того, чтобы пообщаться, обсудить свои далеко не благие дела, определиться «кто есть кто». Судя по всему, далеко не всегда им удавалось найти «общий язык», нередко переговоры заходили в тупик и заканчивались перестрелкой.
Если раньше убийства совершались, как правило, на бытовой почве, то есть, проще говоря, во время пьяных посиделок, то в 90-е годы ситуация радикально изменилась. Среди фигурантов уголовных дел звучали имена лиц, известных в криминальном мире не только в области, но и далеко за ее пределами. Оперативно-следственные мероприятия в ходе раскрытия преступлений проводились достаточно сложные, назначались многочисленные экспертизы, устанавливались свидетели, усложнилась оперативно-розыскная деятельность соответствующих служб. К чести правоохранительных органов, несмотря на сложность, преступления имеющие отношения к ОПГ раскрывались, виновные лица оказывались на скамье подсудимых и несли заслуженное уголовное наказание. Обстановка в районе изменилась в лучшую сторону.
Любовь к жизни
В связи с проводимой ротацией кадров в августе 2007 года Тамара Соловьёва была назначена на должность прокурора Новосибирского района, где проработала до ноября 2013 года. Четверть века она возглавляла Ордынскую районную прокуратуру.
– Сейчас я в отставке. На вопрос, каким видела пик карьеры в своей трудовой деятельности, могу ответить, что он достигнут, о большем и мечтать не могла. В моей жизни была непростая, но интересная работа. Сейчас, несмотря на возраст, интерес ко всему вокруг у меня не утратился, по-прежнему люблю путешествовать. Свою любимую страну объехала от Калининграда до Владивостока и Сахалина, побывала в большинстве стран ближнего зарубежья, да и заграничные поездки были. Если вернуться к теме взаимоотношений в коллективе, то хочется вспомнить, как проводился совместный досуг в прокуратуре Ордынского района. Бывали на природе, объездили соседние регионы, на личных автомобилях путешествовали по Монголии, на туристическом автобусе проехали по Финляндии и Швеции, на самолете летали в Турцию. Возможно, у кого-то возникнет вопрос, не мешал ли такой размах профессиональной деятельности. Могу с полной ответственностью сказать – нет. В том, что мне удалось в жизни достигнуть большая заслуга супруга Анатолия, за встречу с которым я бесконечно благодарна судьбе, подарившей мне 55 лет женского счастья. Познакомились, когда мне было 15, а ему 18 лет, и тех пор не расставались, не считая трехлетней переписки во время его службы в ВМФ. В этом году бесконечно родного близкого мне человека не стало, но он навсегда останется в моём сердце.
За достигнутые успехи в осуществлении прокурорской надзорной деятельности Тамара Соловьёва благодарна заместителю прокурора Геннадию Быковскому. Он, по её мнению, не только грамотный юрист, но и обладатель редкого таланта, связанного с умением общаться с людьми, способностью внимательно выслушать каждого, дать дельный совет или консультацию, принять меры реагирования на выявленные нарушения законности.
– Из его кабинета даже самые активные, а порой, и излишне назойливые жалобщики выходили с довольным выражением лица и словами благодарности, – уверяет Тамара Николаевна. – Второй заместитель прокурора Татьяна Накенова осуществляла надзор за соблюдением законности в ходе доследственных проверок и расследовании уголовных дел, всегда была на боевом посту, не считаясь с личным временем. Следователи и дознаватели шли к ней один за другим и всегда получали квалифицированную помощь и поддержку.
Почётный работник прокуратуры России важнейшей задачей государства считает воспитание подрастающего поколения, которое по многим причинам обзавелось весьма сомнительными представлениями о жизненных ценностях, пересмотрело нормы общепринятой морали. Если не будут воспитаны достойные граждане, не будут решаться ни экономические, ни политические, ни любые иные проблемы в стране.
– Наводить порядок необходимо общими усилиями, – уверена Тамара Николаевна. – Условия для этого есть, немало мер принимается на государственном уровне, совершенствуется деятельность органов местного самоуправления. На защите законных прав интересов юридических лиц и граждан по-прежнему стоит прокуратура района, коллектив которой способен решать поставленные задачи. Много ещё проблем, в том числе на законодательном уровне. Но нельзя все сваливать на государство в целом и предъявлять бесконечные претензии президенту, правительству, местным властям. Не мешало бы и себе задать вопрос: всё ли сделано, чтобы лучше жилось?