Горячий, совсем белый!
Кратко
В Ордынском районе зарегистрировано 354 человека, страдающих алкоголизмом. Или не страдающих. В любом случае – активно употребляющих крепкие спиртные напитки. Чем грозит такое употребление? В известном фильме Леонида Гайдая «Кавказская пленница» герой Александра Демьяненко Шурик «принял» чрезмерную для собственного организма […]
В Ордынском районе зарегистрировано 354 человека, страдающих алкоголизмом. Или не страдающих. В любом случае – активно употребляющих крепкие спиртные напитки. Чем грозит такое употребление? В известном фильме Леонида Гайдая «Кавказская пленница» герой Александра Демьяненко Шурик «принял» чрезмерную для собственного организма дозу спиртного.
— Делириум тременс, — констатировала прибывший фельдшер скорой помощи. — Белая горячка. Через три дня поставим на ноги.
Но это кинофильм, а жизни всё немного иначе…
Это одно из неприятных и грозных осложнений похмельного синдрома во время затяжного запойного состояния. Когда человек употребляет крепкие спиртные напитки несколько дней подряд, а затем вдруг прекращает (закончились деньги, а в долг взять не получается), в этот период появляется психическое расстройство. В народе его называют белой горячкой, а по-научному – алкогольный делирий или алкогольный галлюциноз. То есть, напиться до белой горячки, как в фильме, не получится. «Белочка» придет позже. В практике наркологов встречаются случаи, когда спустя несколько дней после прекращения запоя у пациента нарушается сознание (прерывание запоя на дому). Возникают галлюцинации, тревога, скачки мыслей, неконтролируемые движения. А начинается обычно с бессонницы – это один из первых симптомов.
В нашем районе в 2019 году зарегистрировали 10 первичных случаев алкогольных психозов и 18 повторных. В 2020-м – пять первичных и три повторных. Налицо снижение показателей, сказывается профилактическая работа специалистов, антиалкогольная пропаганда, а что же еще?
— Наблюдаем тенденцию: люди стали серьезнее относиться к своему здоровью, — говорит врач психиатр-нарколог Ордынской ЦРБ Александр Трубников. — К здоровью своих близких стали относиться внимательнее. Ордынцы учатся грамотно распоряжаться своим свободным временем, тратить его не на выпивку, а на более интересные занятия – рыбалку, спорт, выезды на природу, но – без алкоголя.
Те, кто все же попал в лапы «делириум тременс» обращаются к доктору самостоятельно, либо их доставляет полиция или скорая помощь.
— Нужно очень быстро оценить степень тяжести расстройства, объем необходимой помощи и определить, как ее оказывать – стационарно или амбулаторно, — рассказывает Александр Николаевич. — Чаще всего помещают в стационар, если у пациента средняя или тяжелая степень острого состояния. Им необходимо круглосуточное наблюдение специалистов, которые сделают детоксикацию, введут седативные препараты, ноотропы и проведут еще много других процедур.
Есть здесь небольшая проблема. Пациентов нужно увозить в Новосибирск, а у сотрудников полиции нет законной возможности сопровождать их до места назначения, только до машины. Докторам и медсестрам приходится сопровождать самостоятельно. А пациенты часто бывают «буйными», с психомоторным возбуждением, дезориентированные. Человек не понимает, где он находится, что происходит. Может назвать лишь свои имя и фамилию, не вспомнив дату рождения.
— Им кажется, что они находятся в окопе, на войне, кто-то рыбачит – пытается доставать сети, – рассказывает Александр Трубников. — Чувствуют себя на воде, в бане, в чужом городе, в гостях у соседа. Видят умерших родственников и «общаются» с ними.
За три дня тут на ноги не поставишь. Лечение в стационаре идет около месяца, а потом – обязательное наблюдение врачом-наркологом по месту жительства. Мужчины восстанавливаются примерно в течение года, женщины – до полутора лет. После такого пить алкоголь человек обычно бросает, боится повторения психоза, но есть и «стойкие» любители.
Доктор подчеркивает: родственники и близкие не должны скрывать факта алкогольного психоза у больного. Да, бывают случаи, когда первый раз такое осложнение алкоголизма человек переносит как грипп, «на ногах». Что-то постороннее видит, что-то слышит, и думает, что ничего страшного. И близкие стараются не замечать. Но в следующий раз все может оказаться гораздо хуже. Вплоть до летального исхода. Кроме того больной в это время весьма опасен – как для себя самого, так и для окружающих.
— Чем меньше и реже человек выпивает, тем лучше, – резюмирует Александр Николаевич. — В нашем районе многие не употребляют алкоголь совсем! Мы гордимся ими и призываем всех к пополнению рядов ведущих трезвый образ жизни!