Власть

Железная дорога: этапы социального партнерства

Кратко

День железнодорожника могут считать своим все новосибирцы, считает депутат Законодательного собрания Новосибирской области Сергей Титков. Своим развитием обязаны Транссибу Не только Новосибирск, но и Барабинск, Татарск, Чулым, Каргат, Болотное, поселки Чаны, Убинское, Коченево, Мошково получили толчок к своему развитию именно […]

День железнодорожника могут считать своим все новосибирцы, считает депутат Законодательного собрания Новосибирской области Сергей Титков.

Своим развитием обязаны Транссибу

Не только Новосибирск, но и Барабинск, Татарск, Чулым, Каргат, Болотное, поселки Чаны, Убинское, Коченево, Мошково получили толчок к своему развитию именно благодаря строительству Транссибирской магистрали.

К этому общеизвестному факту заместитель председателя комитета Законодательного собрания по транспортной, промышленной и информационной политике Сергей Титков добавляет: «Есть и второй этап развития железной дороги, о котором значительно меньше говорят, но который так же значим для развития области. Это Средне-Сибирская магистраль, которая была построена в 60-х годах прошлого века в качестве дублера Транссиба. Средне-Сибирская магистраль идет через Карасук, который получил в тот период большое развитие как железнодорожный узел – вывоз кузбасского угля тогда шел целиком через Карасук».

Став толчком к развитию больших и малых городов и поселков, железная дорога дала работу десяткам тысяч человек. Дорога и сама все время строила – вокзалы, остановочные платформы, транспортно-логистические комплексы, а еще больницы, школы, детские сады для своих работников. Специалистов для Западно-Сибирской железной дороги – пример в стране беспрецедентный – готовят два высших учебных заведения – институт путей сообщения в Омске и СГУПС, плюс четыре техникума. Трудиться здесь всегда престижно – хорошая зарплата, социальный пакет.

Новое время – новые задачи

С переносом нагрузки на автомобильный транспорт значительное число станций, которые прежде занимались погрузочно-разгрузочными работами, ныне потеряли свои объемы. Сегодня Новосибирский участок Транссиба все больше становится транзитным. Акцент делается на модернизацию оборудования и устройств электроснабжения, обновление подвижного состава и железнодорожного пути на важнейших станциях и перегонах. 

Впрочем, не исключено, что в ближайшее время на Новосибирском участке Транссиба предстоят и глобальные изменения.

«Карасук вновь может оказаться в центре внимания. На состоявшемся недавно в Новосибирске Транспортном форуме, широко обсуждалось строительство магистральной линии из Карасука до Татарска, затем в обход Омска на Называевскую. Поскольку из Карасука магистраль заходит в Казахстан, а это сейчас другое государство. И все больше предложений по продолжению Средне-Сибирской дороги, чтобы ускорить поток грузов. Все настойчивей звучит требование о переводе пассажирского движения в скоростной и высокоскоростной режим, – говорит Сергей Титков. – К сожалению, здесь мы особо похвалиться не можем. В 1999 году была запущена «Ласточка» Новосибирск-Татарская. В таком статусе пригородная электричка пробыла недолго. Сейчас она идет до Новосибирска 6 часов 26 минут. А могла бы, я уверен, проходить маршрут за четыре часа при сокращении числа остановок. Думаю, большого пассажиропотока на маршруте нет как раз поэтому. Если бы электричка была ускоренная, она была бы более востребованной жителями области. Тем более, если сделать сквозные билеты, как это организовано в Здвинске: люди садятся на автобус Здвинск-Барабинск, который подвозит их прямо к электричке, на которой они с тем же билетом продолжают ехать. По нашей настойчивой просьбе специалисты «Экспресс-пригорода» сейчас разрабатывают новое расписание», – сообщил Сергей Титков.

Ветеранам – бесплатно!

Новосибирская область первая из российских регионов создала пригородную пассажирскую компанию АО «Экспресс-пригород» ‑ 19 мая 1998 года.

«Исходили из того, что пригородное железнодорожное движение – это социальный транспорт, значит, тариф на перевозки должен быть посильным. Как раз поэтому уже тогда в бюджете были заложены субсидии в целях возмещения недополученных доходов компании при перевозке льготников. Начинали – субсидия была 48 млн. рублей, – вспоминает Сергей Титков. – В 2023 году субсидия составляет уже 970 млн. рублей. Как и было предусмотрено изначально, заказчиком ряда маршрутов является областное правительство. Кстати, благодаря такому сотрудничеству, весь прошедший двадцатипятилетний период АО «Экспресс-пригород» прошел достаточно стабильно и уверенно. У нас не было, как в ряде регионов, сокращения количества заказываемых маршрутов, когда люди просто не могли уехать. Потом маршруты восстановили, зато «задрали» тарифы – такого у нас тоже не было».

Предстоящий 2024 год станет началом очередного этапа социального партнерства. Шестого июля, на последней в парламентском сезоне сессии Законодательного собрания депутаты приняли закон «О внесении изменений в Закон Новосибирской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих в Новосибирской области». Закон гарантирует трем категориям граждан – труженикам тыла, ветеранам труда РФ и ветеранам труда Новосибирской области – право бесплатного проезда на пригородном железнодорожном транспорте с 1 января 2024 года.

«Цена решения – дополнительно 55,2 млн. рублей из областного бюджета. Но депутаты уверены, что решение верное. Для ветеранов повышается транспортная доступность пригородного железнодорожного транспорта. Теперь они могут совершать поездки не за 50 процентов стоимости, а бесплатно. И не с мая по октябрь, а в течение года. Результат социального партнерства с железной дорогой ощутим», – подчеркнул Сергей Титков.